Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В ожидании детства

Очередной Белгородский фестиваль изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова завершён. Событие давно ожидаемое, и в то же время — неожиданное. Неожиданное по своему наполнению, по количеству участников, по формату встреч и разнообразию работ.

Фестиваль проходит во второй раз, в режиме биеннале, и включает в себя научную конференцию с изданием сборника трудов, межрегиональную выставку-конкурс, памятные встречи и выставку произведений самого Станислава Косенкова.

В этом году участникам фестиваля и всем белгородцам фестиваль преподнёс совершенно невероятный сюрприз — в его рамках открыта выставка гравюр великого Альбрехта Дюрера.

II Белгородский фестиваль изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова в Белгороде

Выставка-конкурс собрала десятки художников и сотни произведений, в одном зале просто не поместившихся, хотя, как отмечал орловский художник Анатолий Костяников, отбор был строгий и весьма квалифицированный.

Часть выставки «перешагнула» границы и стены Белгородского художественного музея и разместилась в выставочном зале «Родина». Третьей площадкой фестиваля стал мемориальный музей-мастерская Косенкова, где открылась выставка графики художника, посвящённая детству.

II Белгородский фестиваль изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова в Белгороде

Есть в Белгороде памятник Косенкову, есть улица его имени, школьный музей имеется с постоянной выставкой, фестиваль проводится, книги пишутся, стихи. Талант Косенкова с каждым годом всё более раскрывается зрителю, но исчерпать до конца этот духовный колодец не представляется возможным.

Настоящим открытием стали философские записи Станислава Косенкова, частично опубликованные в изданиях прошлого фестиваля. Сегодня появляются всё новые материалы, связанные с его творчеством. К примеру, переписка художника с коллегами обнаружена его учеником и товарищем Владимиром Аксёновым, и будет введена в научный обиход. В этом году вышла книга поэта Станислава Минакова, многие страницы которой посвящены творчеству художника.

Станислав Минаков

Косенковские устремления прослеживаются во многих выставочных работах биеннале. Первую премию получило полотно одного из старейших белгородских художников Ивана Чернышева. На картине — заброшенный старенький домишко, припорошенный снегом, одинокий в своей безысходности, как раньше говорили бесперспективный.

Увидел художник этот домик на родине. И название соответствующее — «Без наследника». Картина грустная и навевающая аналогии. Совершили друзья художника в этом году паломническую поездку на родину Косенкова, в Рождественку. Пейзаж, представший перед глазами, оказался прямо скажем, неприглядным.

«Без наследника» Ивана Чернышева

Развалины дома Косенкова, разруха и мерзость запустения. Давно уже ведутся разговоры о музее художника, а может быть, предлагает вдова художника и хранительница его наследия Анна Косенкова, стоит создать там творческую дачу с мемориальным уголком, места ведь там заповедные, косенковские, истинно российской красоты.

Как то художник Валентин Сидоров, тогдашний председатель Союза художников России, в разговоре, проходившем в мастерской Косенкова, сказал, что ныне художники поставлены на колени, и уходят в спасительно-нейтральное пространство пейзажа.

«Детская» графика Косенкова

О творчестве Косенкова этого не скажешь, его графика живёт полноценной жизнью, люди здесь органично присутствуют чуть ли не в каждой работе, а на коленях если и стоит кто-то, так только перед родимым домом.

А уж в этом греха нет, мало кто не сознаёт своей вины перед родной землёй, только вот покаяться не решается. А картины Косенкова суть покаяние, дорога если не к храму, то дому, и приобщившись к ним, делаешь пусть маленький шаг, но в верном направлении.

II Белгородский фестиваль изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова в Белгороде

Вот выставка, открытая в музее-мастерской посвящена детству, той поре, которая проходит в родном гнезде и формирует нравственную основу жизни человека.

Уходит детство, остаётся в воспоминаниях, а младые годы наших отцов и дедов так вообще знаем только из рассказов, если хватило ума к ним прислушаться в своё время. Косенков это детство сумел показать зримо, наглядно, пробуждая какую-то генетическую память.

Анна Косенкова, вдова художника и хранительница его наследия

Иллюстрировал Косенков много, причём таких титанов как Пушкин и Достоевский, создавал пронзительные листы графики к произведениям земляков из Черноземья — поэта Прасолова и писателя Носова, но ближе всех, роднее кажется цикл работ по книге Евгения Дубровина «В ожидании козы».

Книга о том военном детстве, которое прожил сам Косенков, и тема которого никогда его не отпускала. Как не отпускает любого, хоть раз видевшего «прохоровскую» графику художника, да и любую другую детскую его картину.

Выставка в музее-мастерской С. Косенкова

Фестиваль дал возможность посмотреть на «детскую» графику художника в комплексе, собранную воедино. В художественном пространстве мастерской Косенкова есть частица его души, потому и восприятие здесь особое, пробирающее до глубин. Только надо прийти к этому пространству ещё не раз, без суеты и праздничных речей, и попробовать вернуться в детство.

В детство Косенкова, в детство родителей, а если получится — и в своё. А фестиваль, даст бог, продолжится, и откроет нам нового Станислава Косенкова.

 

Дата публикации
04.10.2014 г.
Автор