Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Ave Maria» в зеркале столетий

Концерты с таким названием 15 и 16 июня завершили интересный, разнообразный и насыщенный сезон в Органном зале Белгородской государственной филармонии. Подготовленная лауреатом международных конкурсов Тимуром Халиуллиным с участием опытных и молодых филармонических исполнителей, новая программа стала украшением и достойным завершением серии тематических концертов текущего органного сезона в Белгороде.

В программу вошли сочинения для органа соло; для органа и женского голоса, также с хором; органа и скрипки; органа и виолончели; органа и трубы; для хора а капелла; композиции с участием ансамбля исполнителей.

«Ave Maria» в зеркале столетий

Орган звучал с голосами заслуженных артисток РФ Нины Стрижовой и Светланы Ломоносовой, солистки филармонии Галины Зольниковой и дипломанта международного конкурса Ирины Колодяжной. Орган соединялся с виолончелью (Олег Шейна), скрипкой (Наталья Борисова), флейтой (Анжела Осипова), трубой (Андрей Андрейкин).

Программа «Ave Maria» в зеркале столетий в Органном зале Белгородской филармонии

Построенная вокруг знаменитого католического гимна, существующего с ХI века, программа представила его отражение в европейской музыке от XVI до XXI века. Причём построение программы в каждом из двух отделений включало в себя как знаменитые хиты Баха, Шуберта, Каччини, так и хорошо известные пьесы и совершенные новинки, такие как, например, Аве Мария для хора и органа современного итальянского композитора Тициано Бедетти, и отличалось характерной для программ Тимура Халиуллина ясностью, стройностью и разнообразием выбора музыкальных воплощений молитвы.

Программа «Ave Maria» в зеркале столетий в Органном зале Белгородской филармонии

Концерт начался и закончился храмово-молитвенным и, одновременно, излюбленно-концертными вариантами Аве Марии (Бах и Каччини), где голос Нины Стрижовой, словно воплощавший блоковские стихи («так пел её голос, летящий в купол») и поддержанный органом, хором и — в Каччини — трубой, создавал особый возвышенный камертон программы всего концерта.

Соло на скрипке Натальи Борисовой

Камерный хор Елены Алексеевой словно подхватил эту высокую ноту ангельского приветствия архангела Гавриила деве Марии в а-капелльном хоре испанского католического церковного композитора эпохи Контрреформации Томаса Луиса Виктория (1548–1611).

Орган звучал с голосами заслуженных артисток РФ Нины Стрижовой и Светланы Ломоносовой

Кажется, белгородцы впервые знакомились с музыкой умершего почти в безвестности великого испанца, творчество которого высоко ценили Мануэль де Фалья и Игорь Стравинский. Музыка, исполненная возвышенного покоя и мистической отрешённости от мира, прозвучала в прекрасном исполнении хора мягко, прозрачно и очень стильно.

Олег Шейна (виолончель)

Романтическая традиция Аве Мария в первом отделении была представлена сочинениями Доницетти (Тимур Халиуллин — Галина Зольникова), Брукнера (орган соло), Сен-Санса (Тимур Халиуллин — Наталья Борисова) и М. Бруха (Тимур Халиуллин — Олег Шейна). Дуэт органа и виолончели в пьесе Макса Бруха ор. 61 по темам его же драматической кантаты «Огненный крест» (1899) вообще нужно отметить как один из лучших номеров программы.

Камерный хор Белгородской филармонии

Медитативность, проникновенность, благоговейность основного настроения; мелодическая ясность и богатое романтическое развитие были переданы молодыми белгородскими исполнителями с покорившей слушателей эмоциональной выразительностью и глубиной.

Солистка Галина Зольникова и Камерный хор под управлением Елены Алексеевой

Прозвучавшие в обоих отделениях две пьесы (Лунный свет и Вечерняя звезда) французского композитора, органиста и педагога Луи Вьерна (1870–1937) нисколько не диссонировали с основной молитвенной темой, напротив. Органист Собора Парижской Богоматери, которую он занял по конкурсу в 1900 г., Вьерн до конца своих дней проработал в главном соборе Парижа и умер от сердечного приступа во время своего 1750-го концерта.

Орган (Тимур Халиуллин) + труба (Андрей Андрейкин)

Л. Вьерн оставил много очень любимых современными органистами программных органных пьес (цикл «24 фантастические пьесы для органа» 1913–1914 гг.), отмеченных поисками новых органных красок и новых выразительных гармоний, которыми Тимур Халиуллин заставил любоваться слушателей двух великолепных импрессионистических звуковых пейзажей.

Тимур Халиуллин и Ирина Колодяжная

Второе отделение было отдано итальянским авторам (за исключением Ш. Гуно). Здесь Аве Мария началась с её оперного отражения: у Верди в 4-м действии «Отелло»; Масканьи – 2-я сцена «Сельской чести» и начальная сцена одноактной оперы Пуччини «Сестра Анжелика» — все музыкальные фрагменты, отмеченные замечательной живописной картинностью и тонкой передачей психологических состояний.

Программа «Ave Maria» в зеркале столетий в Органном зале Белгородской филармонии

В последних номерах программы (романтиков Луиджи Луцци и Шарля Гуно, современного композитора Тициана Бедетти и знаменитом шлягере Возрождения Дж. Каччини) вновь нельзя было не восхититься звучанием хора — ярким, открытым, эмоциональным, который звучал совершенно иначе, чем в а-капелльной пьесе композитора Возрождения.

На бис в исполнении Тимура Халиуллина с воодушевлением прозвучала эмблема его органных выступлений — Токката и фуга ре-минор И. С. Баха.

 

Дата публикации
17.06.2013 г.
Автор

Новости по теме