Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Сегодня в Белгороде представят обновлённые полотно диорамы и музейную экспозицию

2012 год знаменуется важным событием в культурной жизни Белгорода – 25-летием открытия музея-диорамы. Сегодня, накануне предстоящего праздника Дня Победы, белгородцам представят отреставрированное полотно диорамы и обновлённую музейную экспозицию. Презентация состоится в 14.00.

Напомним, что диорама «Огненная дуга» была открыта в Белгороде 4 августа 1987 года. В основу идейно-художественного замысла диорамы положено крупнейшее в истории встречное танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором стала переломным моментом в обороне южного участка Курского выступа.

Создание живописного полотна было поручено единственной в стране студии военных художников им. М.Б. Грекова (г. Москва). Творческую группу возглавил народный художник РФ Н.Я. Бут. Идея создания диорамы «Огненная дуга» родилась у него в 1983 году, тогда же был создан первоначальный эскиз диорамы. В творческую группу вошли также заслуженные художники РСФСР Геннадий Севостьянов, Виктор Щербаков и художник Михаил Сычёв.

Сегодня в музее-диораме представят полотно диорамы после восьмой реставрации

Создание живописного полотна было ответственным и трудоёмким. Ему предшествовала кропотливая исследовательская работа. Эскиз диорамы был утвержден в 1985 году, а работа над её созданием продолжалась около двух лет. Художники стремились создать единое художественное полотно, и это им удалось.

Живописное полотно и предметный план требуют особого ухода. Каждые два-три года для профилактических работ в Белгород приезжают художники Студии имени М. Грекова. За время существования диорамы было проведено 7 реставраций: первые 3 – создателями полотна, а с 2003 года студийцами нового поколения: народным художником РФ А. М. Самсоновым и народным художником РСФСР В. Сибирским, который был близким другом Геннадия Севостьянова. Эти художники постарались сохранить традиции авторов диорамы.

Буквально несколько дней назад завершилась очередная (восьмая) реставрация художественного полотна диорамы. Работу выполнял творческий коллектив студийцев, которым руководит народный художник Александр Маратович Самсонов.

Александр Маратович родился в семье замечательного художника М.И. Самсонова, человека военного, полковника, пятнадцать лет возглавлявшего в качестве художественного руководителя Студию имени М.Б. Грекова. Художественное образование получал в знаменитой художественной школе при Суриковском институте, а затем – в Суриковском институте. Его дипломная работа – картина «Рождение флота Российского» была удостоена серебряной медали Академии художеств СССР, а спустя некоторое время художник был принят в Студию военных художников имени М.Б. Грекова, где трудится и по сей день.

Одним из направлений работы Самсонова является диорамное искусство. Им было создано ряд диорам: «За Волгой для нас земли нет» (в соавторстве с отцом), «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (совместно с отцом), «Чанак-кале» (совместно с В. Сибирским), «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» (совместно с П. Рыженко). Уже на протяжении нескольких лет Александр Маратович возглавляет творческую группу специалистов, занимающейся реставрацией диорамных и панорамных полотен в России.

Сегодня обновленное полотно диорамы на встрече со студентами факультета дизайна кафедры дизайна и живописи БГИИК представит лично Александр Маратович Самсонов, который поделится с будущими коллегами секретами проведённой реставрационной работы.

Один из рисунков Б.В. Преображенского, пополнивших уникальную экспозицию музея-диорамы в Белгороде

Обновлённой предстанет сегодня и музейная экспозиция. Не меняя общности научной концепции и художественного решения, в общей сложности было обновлено 400 фотографий – плод проведённой научными сотрудниками музея кропотливой научно-исследовательской и поисковой работы. Таким образом, музейная экспозиция была дополнена новыми фотографиями по темам «Боевые действия на Обоянском и Корочанском направлениях», «Роль православной церкви в годы ВОВ», «Медицинское обеспечение в Курской битве», «Освобождение Белгорода». В комплекс по стрелковому оружию ввели наиболее массовый пистолет-пулемет германской армии МП-38 и советский карабин Мосина образца 1938 года.

Впервые экспозиция музея дополнена фронтовыми рисунками Б.В. Преображенского, которые спустя 60 лет после окончания войны передала в музей вдова художника-фронтовика, военного художника студии им. Грекова И.В. Преображенская. Подлинность и искренность работ, сделанных непосредственно в районе Курской дуги, наблюдение военной жизни как бы изнутри определяют основную притягательность фронтовых рисунков Б.В. Преображенского. Бесценные по своей документальности и выразительности его рисунки стали одной из лучших коллекций в фондах диорамы и заняли достойное место в экспозиции музея.

Уникальные фотографии из Красногорского архива кинофотодокументов фронтовых фотокорреспондентов А. Егорова, Г. Капустянского, фотохроника ТАСС теперь можно увидеть в зале «Освобождение Белгорода». Это вызывающие несомненный интерес фронтовые фотоснимки «На огневой позиции. Белгородское направление», «Сооружение переправы через Северский Донец», «Пехота на марше», «Вид одной из разрушенных улиц Белгорода после освобождения». Также дополнен предметный ряд экспозиции, отражающий историю освобождения Харькова и завершение Курской битвы.

А напротив полотна, над смотровой площадкой музея-диорамы, впервые размещён фотоколлаж из снимков, где запечатлены исторические моменты строительства здания музея-диорамы, этапов создания уникального художественного полотна, кадры торжественного открытия музея в Белгороде.

Дата публикации
27.04.2012 г.

Топ новости

Новости по теме