Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В канун Дня Победы в Белгородском театре кукол пройдет премьера «Петрушка на войне»

2 мая в Белгородском государственном театре кукол состоится премьера спектакля «Петрушка на войне». Осуществил постановку на сцене Белгородского театра кукол режиссер Саратовского театра кукол заслуженный артист России Геннадий Шугуров. Накануне премьеры мы побеседовали с режиссером о работе над спектаклем, поставленным к 65-летию Великой Победы.

– Геннадий Андреевич, как родилось сотрудничество с Белгородским театром?

– Этот спектакль идет уже несколько лет на сцене Саратовского театра кукол «Теремок». Мы его поставили к 60-летию Победы. Художественный руководитель вашего театра Наталья Мефодьевна Репина предложила мне осуществить постановку этой пьесы к 65-летию Победы. Я не смог отказать, хотя у меня очень плотный график.

Режиссер Саратовского театра кукол заслуженный артист России Геннадий Шугуров поставил в Белгороде «Петрушку на войне»

Вот вырвался в апреле на двенадцать дней для репетиций с актерами. Это повтор моего спектакля. И вроде бы он похож на него, но все равно, в каких-то нюансах они разные. Потому что актеры разные, темпераменты, взгляды.

И потом, работая с актером, идешь от его органики. Нужно лишь, чтобы все одинаково почувствовали пружину спектакля. Это сложно, как клоунада, которую не все сыграют, даже не все великие артисты могут работать в этом жанре. Вот та большая задача, которая стояла передо мной.

– В чем особенность петрушечного театра?

– Это площадной театр. Представления разыгрывались на базарной площади. На первый взгляд, кукла в петрушечном театре работает грубо, жестко, примитивно. Там, на площади, это позволялось.

Здесь же, существуя в стиле петрушечного театра, надо выявить максимум изобразительных средств. А их-то у Петрушки мало. Маленькая ширмочка, маленькие куклы.

Но надо так распределить этот минимум, чтобы он казался разнообразным, тем более, для наших юных, весьма искушенных зрителей. Им примитив уже не подсунешь.

Естественно, петрушечный театр – это не психологический театр, но все равно есть некие моменты, намек на психологизм.

Вот Петрушка говорит: «Давайте прогоним врагов поганой метлой». Один разворот куклы – и враги летят. А Петрушка выходит гордый оттого, что у него уже одна медаль на груди.

Премьера спектакля «Петрушка на войне» в Белгородском кукольном театре: получи, Гитлер!

Или такой личностный момент, как расставание с Марфушей. Петрушечный театр – это еще и ирония, в какой-то мере, сатира, потому что враги вылеплены по рисункам художников-кукрыниксов. Это шаржи.

А Петрушка – остряк, весельчак, он никогда не умирал, он победил смерть, он всегда выигрывал, так же, как Василий Теркин.

– Поколение детей семидесятых, восьмидесятых годов узнавали о войне в том числе и по «Василию Теркину». А нынешним детям такая тема войны, рассказанная в стиле Петрушки, что откроет?

– Познавательно – то, что Гитлер, фашисты – плохие, с ними нужно бороться и то, что нас много, и мы победим. По сути – патриотические вещи, которые пионеры читали в свое время на различных съездах, они в общем-то бестелесны, общая идеология, но нет человека. Здесь мне бы хотелось, чтобы Петрушка был неунывающий, чувствующий, понимающий.

– Такой удалой русский парень.

– Русский. Но что интересно. Образ Петрушки пришел к нам с Востока. Он есть в каждой стране: в Англии – Панч, в Италии – Пульчинелло. А у нас – Петрушка. Оказывается, каждый народ хочет иметь своего шутовского кукольного героя. И он появился.

И, скорее всего, в те времена, когда народу не хватало силы, чтобы бороться со злом, врагом, силы терпеть и желания победить саму смерть. У нас в спектакле есть такие эпизоды – герой дубинкой колошматит полицейского, издевается над судьей. Любой человек пытается выместить свои печали, слабости, неудачи на ком-то. И жить легче.

– Как Вам работалось с актерами?

– У нас кукла будет работать. И это самая главная задача, которую я ставил перед актерами. Любой актер – у него своя природа есть – быть лучше, стараться. И я это видел в актерах. Петрушечный театр предполагает не отсебятину, но импровизацию. Я чувствую, что импровизация будет. Я убежден, что они сыграют легко, с куражом.

– Общение со зрителями будет?

– Нет. У нас форма иная – это фронтовая выездная петрушечная бригада. Театр военных действий. Но зритель, несомненно, будет остро реагировать на некоторые эпизоды.

Например, Петрушка в приемной комиссии. С ним работают врачи. Это Петрушки одеваются в халаты врачей и разыгрывают представление. Буквально нельзя воспринимать: вот они какие – плохие, хорошие. Это мы всякие.

– Тема Великой Отечественной войны лично Вас как-то затрагивает?

– Меня затрагивает только одно: то, что наши папы, мамы и дедушки выдержали, и мы выдержим, что бы ни было. Спасибо им, а иначе не скажешь.

Дата публикации
30.04.2010 г.
Автор

Новости по теме