Культурный лайфхак: события, факты, советы



Тарас Багинец представил в Белгороде программу «Бах и музыка северных морей»

12 и 13 октября в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялись концерты одного из наиболее ярких, востребованных и творчески развивающихся органистов России, лауреата международных конкурсов Тараса Багинца. Впервые под сводами белгородского Органного зала в своём чистом виде звучала музыка композиторов одной эпохи — эпохи барокко.

Совершенствовавший мастерство игры на органе в классе Сергея Юшкевича (Украина), у Даниэля Зарецкого (Россия), а впоследствии у ведущих европейских профессоров, в настоящее время Тарас Багинец успешно и органично сочетает деятельность солиста Свердловской государственной академической филармонии и концертирующего органиста.

Для белгородской публики музыкант подготовил очень интересную и необычную программу — «Бах и музыка северных морей». В неё включены сочинения европейских композиторов, творивших у берегов Северного моря (в Дании, Норвегии, Германии) — Н. Брунса, Г. Бёма, Я. П. Свелинка, Д. Букстехуде, С. Шайдта, И. А. Райнкена, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха. Все эти композиторы творили в эпоху барокко, когда орган заявил о себе в полную силу и стал самым настоящим «королём музыкальных инструментов», как впоследствии назвал его Моцарт.

Тарас Багинец представил в Белгороде программу «Бах и музыка северных морей»

В эпоху барокко практически каждый композитор был органистом и обязательно имел в своём творческом арсенале сочинения для органа. Однако обыкновенному любителю музыки эпоха напудренных париков, пышных мундиров модного пошива, балов и роскошных праздничных ужинов известна в основном по сочинениям Иоганна Себастьяна Баха. Ведь в творчестве великого Баха представлена динамическая кульминация всего предшествовавшего музыкального искусства. Бах синтезировал в своих музыкальных сочинениях всё лучшее, что было создано до него.

Прозвучавшая в Белгороде концертная программа екатеринбургского органиста была построена таким образом, чтобы слушатели плавно открывали для себя музыкальные произведения предшественников Баха, которые во многом повлияли на создание будущих органных шедевров композитора. А собственно сочинения И. С. Баха Тарас Багинец оставил «на десерт».

Открыла органный вечер Прелюдия Соль мажор немецкого композитора и органиста Николауса Брунса, одного из самых примечательных музыкантов барокко. С первых минут концерта игра Тараса Багинца полностью захватила внимание слушателей. Далее последовала хоральная прелюдия «Отче наш» Георга Бёма, ещё одного немецкого композитора и органиста, оказавшего влияние на раннее творчество Баха. Во время звучания этого произведения многие в зале, вероятно, почувствовали себя в качестве прихожан на церковной службе — музыка обладала необыкновенной исцеляющей силой, уносила в небеса.

Свердловский органист Тарас Багинец дал концерт в Органном зале Белгородской государственной филармонии  Белгородский органист Тимур Халиуллин и его коллега из Екатеринбурга Тарас Багинец

В двух последующих музыкальных сочинениях орган был представлен как инструмент концертный — прозвучала музыка нидерландского композитора и органиста Яна Питерсзона Свелинка: «Веселый Симеон» и вариации на тему песни «Моя молодая жизнь закончилась». В игре органиста чувствовались живость и импровизационное начало, идущие, очевидно, от самой музыки Свелинка, «амстердамского Орфея».

Первое отделение органного вечера завершила Прелюдия ми-минор Николауса Брунса. В этой музыке угадывались черты, роднящие Брунса с Бахом (и, скорее всего, неслучайно, ведь Брунса в неофициальных кругах называют «несостоявшимся Бахом»): полифоническое развитие, импровизационность и свободное прелюдирование.

Во втором отделении вечер в Органном зале продолжили сочинения композиторов, наиболее явно повлиявших на глубокое полифоническое мышление Баха. Один из таких энтузиастов — датско-немецкий органист Дитрих Букстехуде. Он писал свои органные сочинения в особом, «фантастическом стиле», который был характерен для раннего барокко и в особенности для композиторов северогерманской органной школы. В исполненных органистом Прелюдии фа-диез-минор и хоральной фантазии «Восхвалён будь Ты, Господь Иисус Христос» Дитриха Букстехуде улавливались черты, всё больше напоминающие о музыке Баха и настраивавшие на неё слушателя — дух импровизации, неожиданные повороты, быстрые смены ритмов.

Не менее эффектно были поданы Куранта Самуэля Шайдта и Токката Соль-мажор Иоганна Адама Райнкена, а также прозвучавшая в продолжение музыкальной программы хоральная прелюдия «Иисус — моя радость» Георга Филиппа Телемана — композитора-современника Баха, его достойного соперника в импровизациях на органе.

В завершение органного вечера публика услышала музыку, пожалуй, одного из самых ярких представителей не только эпохи барокко, но и всего музыкального искусства — Иоганна Себастьяна Баха. Юношеское произведение «Сжалься надо мной, о Господь Бог» и Фантазия и фуга соль-минор прозвучали на одном дыхании, оставив за собой неповторимый аромат баховской мелодики, полифонизма и выразительной гармонии.

По окончании концерта Тарас Багинец дал эксклюзивное интервью специально для читателей портала «Афиша и новости культурного Белгорода»:

— Тарас, у Вас очень интересная программа концерта. Скажите, Вы отдаёте предпочтение исполнению музыки именно эпохи барокко?

— Это часть моего репертуара. Меня привлекла возможность показать музыку барокко композиторов севера Германии. Это отдельная школа, отдельная традиция, с ярко выраженным индивидуальным почерком.

— Как Вам удаётся сочетать деятельность ведущего солиста Свердловской филармонии и концертирующего органиста?

— Дело в том, что должность органиста Свердловской филармонии предполагает достаточный опыт и достаточный репертуар для этого. Я не играю там каждый день, у меня бывает свободное время, которое я могу посветить выездным концертам. Они необходимы каждому музыканту, который хочет совершенствоваться, отвечать высоким требованиям филармонии. Это неотъемлемая часть деятельности любого артиста.

— Как бы Вы оценили ситуацию органного исполнительства в нашей стране?

— Как находящуюся в стадии своего процветания. Я знаю, что сейчас в Россию и, в частности, в Белгород приезжают в основном немецкие органисты. Будет очень приятно, если сюда потянутся органисты всего мира, вот тогда вы сами сможете оценить уровень исполнительского мастерства на органе.

— На органах каких фирм Вам больше всего нравится исполнять музыку?

— Мы можем говорить о фирмах применительно к автомобилям. Например, возьмём марку «Мерседес». Тысячи экземпляров одной модели этих автомобилей одинаковы. В отношении органов совершенно другая ситуация. Каждый инструмент индивидуален, его индивидуальность определяется не только фирмой-изготовителем, но и работой акустиков и архитекторов. Поэтому я не могу сказать, что я отдаю предпочтение определенным фирмам органов, в каждой из них есть органы удачные и менее удачные.

— А как Вам белгородский орган фирмы «Ойле»?

— Органы фирмы «Ойле» сами по себе очень интересны, большинство инструментов этой фирмы удачны. Инструмент в вашем зале — яркий тому пример. У него очень богатые возможности, которыми обладает не каждый инструмент. Но нужно учитывать все возможности органа заранее, тем более, когда инструмент новый.

— Каковы Ваши дальнейшие планы в отношении гастрольной деятельности?

— У меня планируется концерт в Хабаровске в рамках фестиваля дальневосточной музыки, далее — достаточно много концертов в России и за рубежом.

Дата публикации
14.10.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме