Культурный лайфхак: события, факты, советы



В Белгороде открылась уникальная выставка

В Белгородском государственном художественном музее 30 марта состоялось торжественное открытие знаменательной для этого года выставки западноевропейской и русской графики 19 века из фондов Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина. В Белгороде западноевропейская графика экспонируется впервые.

Это стало возможным благодаря разработанной нашим художественным музеем программы «Достояние музеев России — белгородцам!», о которой уже неоднократно слышали все поклонники изобразительного искусства, посещая выставки из фондов Ярославского, Краснодарского художественных музеев, Тверской картинной галереи и других.

В Белгородском государственном художественном музее открылась уникальная выставка из фондов Рязанского художественного музея

В состав выставки вошли рисунки и акварели западноевропейских, главным образом итальянских, мастеров. На протяжении всего XIX в. их привозили из поездок русские путешественники, создавали из них альбомы, которые потом демонстрировали своим друзьям и знакомым.

А. Руссов (Волков) «Швейцарский пейзаж с путешественниками»

Прелюбопытен факт, что такая графика, которая сейчас является гордостью любого музейного собрания, в веке 19-ом не считалась значимым произведением искусства и создавалась в основном как некая фотография «на память для туристов». Доказательством этому могут служить биографические сведения о художниках. Так, например, Фоссатти работал дипломатом в Турции, а русский художник А. Орловский всю жизнь посвятил службе в армии.

А. Орловский «Киргиз на лошади» Изабе Эжен «Прибой»

Главной темой таких открыточных видов была античная архитектура, классические руины, на которых уже тогда активно велись археологические раскопки, а их лучшие артефакты теперь рассеяны по лучшим музейным собраниям мира.

Фоссати «Интерьер мечети»

Целая серия произведений представляет творчество итальянских художников, принадлежащих к так называемой школе Позилиппо. Среди них листы Д. Джиганте, А. Вианелли, Ф. Палиццы и др. Художники этой школы стремились не уходить от натуры, не рафинировать пейзаж, но при этом, кулисная сценическая постановка маленьких фигурок людей в пейзаже, глубокие перспективы с многоплановыми архитектурными видами отмечают художников этой школы как идеалистических романтиков, возвышенно воспевающих красоту родной природы.

Ф. Палиццы «Козы»

Порадует эта выставка и всех поклонников маринистики — виртуозные цветные и монохромные акварели, изображающие бушующие волны и идеальную умиротворяющую водную гладь ночного пейзажа, представлены на выставке художниками Рикарди Луиджи, Изабе Эженом, Дельпино Джачинто и другими.

Выставка из фондов Рязанского художественного музея в Белгороде вызвала большой интерес

Особой популярностью в те времена пользовались акварельные копии с известных живописных полотен итальянских художников периода Возрождения. Так особое отдельное место на выставке занимает работа К. Марианецци — Портрет Цезаря Борджиа — копия с картины Рафаэля Санти. Она поражает своей совершенной техникой исполнения и цветом, который не похож на обычную акварель — это просто удивительное утонченное сочетание сочных красок, о которых и не подумаешь, что им уже более ста лет.

К. Марианецци «Портрет Борджиа. Копия с картины Рафаэля» Выставку в Белгороде приветствует заместитель директора по учету и хранению Светлана Николаевна Есенина

По словам сотрудников художественного музея, они намеренно разделили в экспозиции произведения европейских и русских художников. Такая экспозиция выставки — это прием сравнительного анализа мастерства художников. И это не случайно! Ведь первая половина 19 века стала для русских художников тем временем, когда уровень светского русского искусства уверенно сравнялся с западноевропейским.

Заслуженный художник РФ В. Козьмин на открытии выставки рязанского музея в Белгороде

Глядя на виртуозные рисунки А. Орловского, Г. Гагарина, Л. Киль и других, трудно себе представить, что русское изобразительное искусство еще совсем молодое явление в нашей культуре. Но это так! Еще недавно до конца 17 века в России работали лишь иконописцы, и вот в 18 веке русские художники только осваивают навыки светского академического искусства, ездят на «стажировки» к итальянским и французским художникам, а в первой Академии художеств в Санкт-Петербурге преподают в основном иностранные живописцы.

Л. Киль «В окрестностях Петербурга»

Век 19-й ознаменован в России не только тем, что русские художники стали на одной профессиональной ступени в изобразительном искусстве с обладателями многовековой светской культуры, но и привнесли в нее свои русские национальные черты. В этом можно убедиться, посмотрев рисунки К. Сомова, И. Крамского, Ф. Малявина и многих других знаменитых русских художников 19 столетия.

Мончи «Колизей»

Но что говорить об этом! Это надо видеть! Выставка безусловно является примером высочайших достижений человека в технике рисунка и акварели, требует очень тщательного, близкого визуального контакте с каждым экспонатом и наверняка не оставит равнодушным ни одного своего посетителя.

К. Сомов «Портрет Маргариты Давидовны Карповой» Директор БГХМ Т. Лукьянова благодарит рязанских коллег за предоставленную уникальную возможность показать белгородцам коллекцию западноевропейской живописи и графики

Это подтверждают и восхищенные отзывы на открытии выставки белгородских художников А.С. Работнова, С.Ф. Дымова, заместителя начальника управления культуры Белгородской области Е. Алешникова.

И. Крамской «Термы в Помпеях»

Уникальность данной выставки подчеркнула в своей приветственной речи и представитель Рязанского музея, заместитель директора по учету и хранению Светлана Николаевна Есенина, сказав, «что в более лучшем составе экспонатов эта выставка была только в Государственном историческом музее в Москве». А это значит, что многие экспонаты выставки никогда не бывали в региональных музеях, и белгородский музей стал их первым «временным домом» после рязанских хранилищ.

Дата публикации
31.03.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме