Культурный лайфхак: события, факты, советы



В Белгороде представят западноевропейскую и русскую графику XIX века
из фондов Рязанского музея

30 марта в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея будет представлен первый совместный выставочный проект художественных музеев Белгорода и Рязани — экспозиция «Западноевропейская и русская графика XIX века» из фондов Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина. Выставка подготовлена в рамках проекта «Достояние музеев России – белгородцам!».

Всего в экспозиции показано 60 произведений графики и 4 скульптурные работы малых форм русских и западноевропейских авторов XIX века. Интересно, что графика художников Западной Европы представлена в Белгороде впервые.

Среди произведений известных мастеров изобразительного искусства на выставке будут экспонироваться рисунки И.Н. Крамского, Б.М. Кустодиева, Ф.А. Малявина, М.В. Нестерова, К.А. Сомова, чьё творчество ярко характеризует русское искусство XIX века. В экспозиции показаны и работы менее известных мастеров. Большинство из них впервые предстают перед белгородской публикой (М.Я. Виллие, Л.О. Премацци, А.О. Орловский).

Основа музейного собрания рисунка Рязанского художественного музея сложилась в результате поступлений из имений князей Голицыных, Гагариных, других усадеб Рязанской губернии; централизованной передачи в 1920-е годы из Государственного музейного фонда; приобретений и даров разных лет.

В Белгороде представят западноевропейскую и русскую графику XIX века

Не случайно соединилось на выставке творчество русских, итальянских, французских мастеров. Это раскрывает зрителю вопросы творческих взаимосвязей и восприятия одной страны глазами жителей другой.

Акварельный портрет первой половины XIX века представлен на выставке в Белгородском художественном музее произведениями «русских немцев» В.И. Гау и А.И. Клундера.

Интересом к изображению других народностей, экзотике их внешнего облика отмечена отвечающая романтическим настроениям эпохи работа А.О. Орловского «Киргиз на лошади».

Помимо графических работ отечественных авторов в состав выставки вошли рисунки и акварели западноевропейских, главным образом итальянских, мастеров. На протяжении всего XIX в. их привозили из поездок, коллекционировали русские путешественники. Главной темой таких рисунков была античная архитектура, классические руины.

Целая серия произведений в экспозиции представляет творчество итальянских художников, принадлежащих к так называемой «школе Позилиппо» (по названию холма на окраине Неаполя), возникшей как реакция на итальянский классицизм, проявлявшийся в пейзаже в условно-декоративном преображении реальной природы. Примечательно, что в её сложении важную роль сыграл русский живописец С.Ф. Щедрин. В своих пейзажах и жанровых сценах представители школы Позилиппо (Д. Джиганте, А. Вианелли и другие) соединяли классические традиции с натурным видением и романтизированным восприятием родной природы, что можно увидеть в их работах «Венеция», «Беневенто. Дом Андреотти».

Немало русских художников (профессионалов и любителей) также отдали дань вечной красоте Италии. Свидетельство тому – акварели И.Н. Крамского («Термы в Помпеях»), Александры и Софьи Обресковых («Вид на Неаполь и Везувий», «Неаполь») и др.

Разноплановость поисков и творческих устремлений «серебряного века русского искусства», активно впитывающего в себя художественные достижения Запада, воплощена в утонченных рисунках К.А. Сомова, неоклассическом портрете А.Е. Яковлева. Развитие театрально-декорационного искусства этих лет иллюстрируют эскизы декораций А.Я. Головина и Н.К. Калмакова. Возвращение к истокам, интерес к собственной истории и культуре присутствуют в крестьянских образах Б.М. Кустодиева, Ф.А. Малявина, в рисунке А.П. Рябушкина.

Экспозиция обладает особой серьезностью и требует пристального внимания к каждому экспонату, раскрывает современному человеку давно ушедшую эпоху.

Церемония торжественного открытия выставки состоится 30 марта в 16.00.

Дата публикации
27.03.2012 г.

Топ новости

Новости по теме