Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Премьера в театре Петра Харлова: «До или после»?

Премьера спектакля «До или после» Студенческого театра Белгородского госуниверситета была намечена на 27 февраля. Однако художественный руководитель и режиссер театра Петр Харлов в интервью с корреспондентом «А-фишки» сказал, что о полноценной премьере говорить пока рано. Что зрители увидят в эту пятницу? И когда ждать новой постановки в завершенном виде?

– Петр Владимирович, почему премьера спектакля «До и после» откладывается и когда она все-таки состоится? 

– Мы действительно планировали показать новую постановку 27 февраля. Но возникли обстоятельства, которые внесли свои коррективы. Мы много времени уделили новогоднему представлению. Помимо сказки подготовили интермедию. На все это ушли половина ноября, декабрь, в январе ребята сдавали сессию. Времени не хватило.

Репетиция нового спектакля «До или после» студенческого театра БелГУ

В эту субботу мы все же ждем зрителей, но не на премьеру, а на технический показ «До или после» для друзей. Назовем это так. Когда же мы полностью завершим и будем готовы показать новую постановку, сказать сложно. И здесь все зависит от того, поедем ли мы на XI Всероссийский фестиваль любительских театров «Успех» в Кострому или нет.

Фестиваль организован Министерством культуры РФ и Союзом театральных деятелей России. В нем участвуют театральные труппы со всей России. Это очень престижное событие в театральном мире, в котором мы уже принимали участие. Поэтому нам предстоит много поработать, чтобы выглядеть там достойно. Будем выступать со спектаклем «Кьоджинские перепалки». Естественно, что уделить нужное внимание «До или после» не удастся.

И если мы все же поедем в Кострому, то над новым спектаклем будем полноценно работать позднее и откроем им осенью наш новый театральный сезон. 

Петр Владимирович Харлов вдохновлено рассказывает о работе над новым спектаклем   Петр Харлов: «Ребятам придется очень непросто»

– Расскажите подробнее об особенностях постановки «До или после». 

– Я взял две пьесы Александра Володина «Ящерица» и «Две стрелы» и объединил их в одну. Ее условное название «До или после», поскольку в тексте развивается тема эволюции общества – по какому пути и каким образом оно пойдет, с какой мотивацией. И мы задаем вопрос: вот это на первый взгляд примитивное общество – это до или, может быть, после?

Сложность заключается уже в том, чтобы, с одной стороны, гармонично объединить два произведения, а с другой – сохранить автора. Нам предстоит объяснить, почему мы сделали это объединение, и доказать его необходимость.

Добавлю, что это будет самая сложная в актерском плане работа из трех предыдущих («Тринадцатая звезда», «Кьоджинские перепалки», «Моя жена – лгунья»). Особое значение будут иметь пластическая работа – ребятам придется танцевать – и слово – им придется донести то, что за ним стоит, его перспективу.

В Студенческом театре БелГУ готовят премьеру  Рабочие моменты творчества

Через драматическую пластику они должны передать зарождение чувств и отношение к происходящему. Ведь впервые по тексту пьесы возникают самые первичные чувства, личные контакты, которые в результате становятся идеями всечеловеческими. Словом, ребятам придется очень непросто. 

– В чем заключается сюжетная линия нового спектакля?

 – Сюжет таков: племя Зубров доходит до определенной стадии своего развития. Естественно, возникает ситуация выбора, что делать дальше – идти вперед за счет глубинного духовного развития или же внешнего. Пути выхода из нее через духовный поиск люди искать не хотят, а прибегают к помощи низменных инстинктов и грубой силе. Устранили ненужное лицо, обвинили другое, чтобы подставить третье. Сейчас бы сказали «политические игры».

Мысль такая – вроде общество внешне развивается, вроде бы все в нем нормально, а внутренние связи между людьми разорваны. В этих условиях убийства, предательства, появляются изгои, которых выдавливают из коллектива. Общество начинает болеть и не замечает, как постепенно движется к своей гибели.

Самодеятельные актеры Студенческого театра БелГУ увлечены работой над новым спектаклем

В этом спектакле мы исследуем, как из мощного крепкого племени оно превращается в развалину, а также когда это происходит и на какой стадии. Что ценно и что главное? Просто ли быть сытыми и довольными? Но это ведь не означает благоденствие…

Люди думают, что идут куда-то, развиваются, а на самом деле не видят ни перспективы пути, ни того, что происходит здесь и сейчас. А это ведь очень важно. Отношения между отдельными людьми влияют на общественные отношения в целом – губят или наоборот возрождают их. Это главная идея, и я считаю, нам удастся ее воплотить.  

– Готовы ли декорации к спектаклю и подобрано ли музыкальное оформление? 

– Мы только решили, какие декорации нам нужны и из чего будем их делать. И во многом именно из-за этого премьеру отложили. Декорациями нам послужит ткань – задумано огромное полотно, которое на сцене будет существовать как некая субстанция, смысл которой в том, что она как время покрывает и открывает все сущее. Мы стремимся уйти от временной конкретизации и в область бытия, космоса.

Что касается музыки, то в своих  постановках я много ее не использую. По крайне мере стараюсь обойтись без музыки, которая скрывает актера. Я не приемлю самодовлеющей музыки. Прибегаю к ней, когда мне нужно создать нужную атмосферу. В этот раз я выбрал музыку Эдуарда Артемьева, написанную им для фильма Андрея Тарковского «Солярис».

Петр Харлов: «Моя задача в том, чтобы работали все»  У главного режиссера Студенческого театра БелГУ планов громадье

Она по своим ритмам очень четко подходит для нас, передает атмосферу космоса, в которой мы все существуем и от которой зависим. Эта музыка поможет нам расширить рамки и включиться в глобальный контекст – как создается и формируется сознание человека и общества.

– Кто из ребят будет играть главные роли? 

– Главные роли будут играть актеры, которые были задействованы практически во всех предыдущих спектаклях: Михаил Волощенко (Глава рода), Эстебан Иррибара (Глава рода), Мария Телишевская (Ящерица), Анна Ломакина (Поющая), Владимир Решетников (Красноречивый), Клим Феронов (Ходок) и др. Очень много новых вводов. Нужно иметь в виду, что играть ребята будут в два состава.

Моя задача в том, чтобы работали все. Здесь нельзя быть просто статистом. Кто-то слабее, кто-то сильнее, кто-то более одарен и органичен. Я всегда даю им возможность попробовать себя. Моя работа не в том, чтобы сделать из них актеров, а в том, чтобы помочь им реализоваться в жизни.

– Чего лично Вы ждете от предстоящей премьеры? 

– Я очень хочу, чтобы у ребят все получилось. Для меня самое важное видеть: они начали понимать, что делают. Всегда говорю, что самая творческая работа – это когда юноши и девушки начинают творить не по моей указке, а по своей инициативе, по внутреннему импульсу, и понимают, как это здорово. Тогда происходит чудо. Зрителям интересно, они заворожено следят за всеми перипетиями на сцене.

Неважно ведь, профессиональный актер или нет. На сцене все живут по одним законам. Они одни для любых театров. Если актеры их нарушают, то самый профессиональный театр превратится в любительский, а если соблюдают, то самодеятельность становится изумительным и очень творческим явлением. Ребятам это не всегда и не всем, но порой удается. В этом и состоит мое личное удовольствие.

Дата публикации
23.02.2010 г.
Автор