Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«До и после»: проблемы нашего времени

Пьесы Александра Володина «Ящерица» и «Две стрелы», написанные в годы советской власти, обнажали социально-политический пласт, под которым скрывался комплекс более глубоких проблем – философских. К этим произведениям и обратился художественный руководитель и режиссер Студенческого театра БелГУ Петр Харлов. Их слияние породило спектакль «До и после», долгожданная премьера которого случилась в МКЦ БелГУ в Международный день театра.

К чему ведет взаимная ненависть культур и цивилизаций, как в этой постоянной вражде трансформируется человеческое сознание и даже физический облик и как остановить это личностное, а соответственно, и общечеловеческое разрушение, дабы сохранить мир и окончательно не погибнуть – вопросы вне времени, актуальные для первобытных людей, советских, нас сегодняшних.

Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова

В начале времен Зубры и Скорпионы, два человеческих рода, воюют из-за территории. Победа оказывается за более сильными Зубрами, и Скорпионы вынуждены удалиться в скалистые горы. Однако голод становится насущной проблемой для победителей, в то время как побежденные придумали сети и ловят рыбу.

В племени Зубров решают, что нужно проникнуть во вражеский стан и разведать, что такое сеть. Кто тот смельчак, который на такое отважится? Самые на первый взгляд выдающиеся мужчины рода ищут причины, по которым они должны остаться дома: любвеобильный Ходок (Клим Фиронов) сослался на востребованность у женщин, умеющий грамотно и красиво сказать Красноречивый (Сергей Чекандин) дал себе самоотвод из-за опасности быть узнанным и т.д.

Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова  Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова

Женщины же, что показательно, готовы совершить подвиг. Выбор падает на миниатюрную Ящерицу (Мария Телишевская), как на самую красивую девушку, которая, наверняка, привлечет внимание Скорпиона. Так оно и происходит: грациозную Ящерицу увидел и полюбил не слишком выносливый, но умный и добрый Похититель (Эстебан Иррибара), украл ее и представил племени.

Скорпионы оказались дружелюбными и более развитыми, чем Зубры. Их глава, Советчик (Дмитрий Сытенко), понимает, что для выживания рода необходимо объединение с Зубрами, и не препятствует начинающейся любви Похитителя и Ящерицы.

Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова

Здесь же девушка встречает без вести пропавшего соплеменника Рыжего (Владимир Решетников). В спектакле Петра Владимировича с помощью этого героя органично и оправданно объединены «Ящерица» и «Две стрелы». Сюжет первой пьесы разворачивается в реальном времени, а второй – постепенно вплетается в виде ретроспекций – воспоминаний Рыжего. Из которых мы узнаем, что он – мудрый и справедливый Глава рода Зубров.

Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова

В рамках философской притчи, коей и является «До и после», начинает развертываться детективная история. Двумя стрелами в спину убит житель племени Длинный. Подозрение падают на Ушастого (Сергей Кудрявцев), хозяина стрел. Честный и невиновный юноша, желая защитить себя, выходит на след настоящих убийц, и первобытное сообщество оказывается в центре заговора – восстает воинствующий и свирепый Человек Боя (Михаил Волощенко) вместе со своими приспешниками, ведомые низменными звериными инстинктами.

Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова  Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова

Убит искатель правды Ушастый, глубоко печальна и безутешна любящая его Черепашка (Дина Авдеева). Глава Рода не желает предводительствовать племенем, которое ждет страшная кара за содеянное и избранный путь, – неизбежное вырождение. Он удаляется от этих мест и попадает на территорию Скорпионов, которые приютили его и оказались «хорошими людьми».

Скорпионы не хотят войны – в этом убеждается и Ящерица, однако жертвующая любовью во имя спасения рода она возвращается к своим. Но промышляющие интригами предатели сами никому не верят, каждую минуту боятся потерять украденную власть. Не верят они и девушке, которая ради них рассталась с любимым.

Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова

Самоотверженно любящие и отважные Ящерица и Черепашка, рассудительный Глава Рода, жестокий и агрессивный Человек Боя, самовлюбленный Ходок, гордый и надменный Красноречивый, храбрый Ушастый, трогательный и любящий Похититель, комичная и глуповатая Вдова Длинного (Наталья Кропачева), терзаемая ревностью отвергнутая Поющая (Анна Ломакина) и другие – молодыми актерами создана галерея полнокровных образов, убедительных и ярких.

Каждый играет с азартом, напряженно и четко. Пластика актерского ансамбля выражается и в развитии мизансценического рисунка, в танцах, которых в спектакле много.

Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова Спектакль «До и после» студенческого театра БелГУ в постановке режиссера Петра Харлова

Огромное тканевое полотно, подсвеченное разноцветьем прожекторов, воссоздает причудливые атмосферы: то пещеры (сцены с племенем Зубров), то скалистой местности (сцены с племенем Скорпионов). За этой единственной декорацией, кажущейся живой субстанцией, скрыта глубокая метафора – перед нами космос, в котором нет ни времени, ни пространства, а лишь всепоглощающее бытие.

Впечатления эти поддерживает и музыкальное оформление, для которого выбраны композиции Эдуарда Артемьева, звучащие в фильме Андрея Тарковского «Солярис». Они очень точно подчеркивают и усиливают воспроизводимые актерами психологические и душевные состояния – отчаяние, страх, любовь, предательство и др.

В Международный день театра Петр Харлов представил новый спектакль

Словом, спектакль чрезвычайно целостен. Финал у Петра Владимировича, можно назвать, открытым в отличие от пьес Володина. Режиссер показывает, что ждет людей, если они уподобятся животным, если погоня за властью и наживой застит им красоту мира, ценность каждой человеческой личности, радости дружбы и любви, созидания, если история их развития превратится исключительно в историю бесконечных и кровожадных войн.

Да, это приговор, но до известной степени. Еще теплится надежда на лучший исход, на то, что люди одумаются и встанут на путь гуманности, милосердия, справедливости и навсегда потеряют колчан со стрелами.

Дата публикации
28.03.2011 г.
Автор