Новости и обзоры событий культурного Белгорода



BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» 2017: Оперный бал

1 марта, в первый день весны, в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся второй масштабный концерт в рамках VI Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» 2017. В сопровождении камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик и симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова выступили одни из лучших исполнителей мира — Анна Аглатова, Сергей Семишкур, Денис Буряков, Анна Боровик, Борислав Струлёв.

Два отделения фестивального вечера вместили инструментальные и оперные шедевры. Как всегда, не обошлось без премьер.

Праздник открыл трехчастный барочный концерт для скрипки и виолончели с оркестром итальянца Антонио Вивальди. Это был особый диалог скрипки Анны Боровик и виолончели Борислава Струлёва в сопровождении камерного оркестра Mezzo music (художественный руководитель — Наталья Боровик).

Нежные мелодические проведения и воздушный колорит первых двух частей, окрашенных элегантно звучащими гармониями си бемоль мажора, приправленных тембром клавесина, оттенялись бурлящими репликами динамичного финала.

Знаменитый второй соль-минорный концерт «Лето» Антонио Вивальди из цикла «Времена года» прозвучал в транскрипции британского композитора немецкого происхождения Макса Рихтера. Это была белгородская премьера. В сопровождении камерного оркестра солировала очаровательная Анна Боровик — непосредственный инициатор исполнения этого сочинения на фестивале.

Для современного искусства, надо сказать, весьма типично обращение к шедеврам прошлого, их переосмысление, привнесение новых аспектов звучания. Аранжировка Рихтера — это более драматизированная версия оригинала. Слушатель помнит тот момент, когда музыка резко обрывается… и возникает расплывчатая звуковая масса.

На этом фоне начинает одиноко звучать мелодия скрипки (Анна Боровик), которой отвечает солирующая виолончель (Ирина Александрова). Инструменты сливаются в инструментальной беседе, далее образ приобретает некую отрешенность, смиренность, но взрывная энергия заключительной части — пожалуй, самой известной и узнаваемой — захватывает оркестр и солиста. Звучание музыки Вивальди-Рихтера сопровождал видеоряд, что помогало её зрительному восприятию.

Слушатели концертов фестиваля с удовольствием вспоминают музыку композитора, участника фестивалей прошлых Сергея Дрезнина. Первое заочное знакомство белгородцев с гением наших дней произошло в 2013-м, когда на открытии BelgorodMusiсFest’a было исполнено попурри на темы песен группы «АББА» в его эксклюзивной аранжировке для виолончели с оркестром и фантазия «Цирк» на темы Исаака Дунаевского.

На Четвертый фестиваль 2015-го года композитор-пианист приехал лично: тогда он исполнял свою музыку в концертах, проводил мастер-класс для студентов музыкального колледжа имени С. А. Дегтярёва БГИИК, выступал в роли Моцарта на сцене Большого зала в постановке новой редакции знаменитой пьесы «Моцарт и Сальери», показывал видеофрагменты спектакля «Екатерина Великая. Музыкальные хроники империи» — по существу, первого русского эпического мюзикла, который был заслуженно удостоен нескольких премий «Золотая маска».

И вот, наконец, на Шестом фестивале Борислава Струлёва в 2017-м была представлена мировая премьера сюиты Сергея Дрезнина для виолончели и камерного оркестра на лучшие темы из этого чудесного мюзикла. В пяти частях сюиты — целый мир, в котором живут персонажи.

В первой части — Молитве — всё музыкальное повествование начинается с долгого звука ля….Одинокое соло виолончели Борислава Струлёва насыщается широкими распевными темами. Звучат кристально чистые последовательности интервалов. Густой по тембру, волнующий голос виолончели перемежается с тремолирующими мелодическими фигурами на фоне благозвучных гармоний.

Вторая часть — Придворная музыка — удивительно харáктерна. Здесь врезаются в уши отрывистые мелодические проведения в среднем и низком регистре виолончели. Звучание жалобных интонаций, преобладающее в условиях рельефно показанной темы, сочетается в Казнакрадах, третьей части сюиты, с общей выразительностью солирующей партии и великолепным актерским мастерством, с которым она была подана солистом. Эдакая салонная музыка с фирменным притопом Борислава!

Четвертая часть — Колыбельная — это трогательные звуки фортепиано на фоне виолончели. Борислав пел в ней так чутко, как поёт любящая мать своему сокровищу-ребёнку. Убаюкивающая красота, которая, однако, омрачняется. Великолепная блаженная музыка звучит в пятой части — Сцене коронации.

«Никто в жизни не сыграет техничнее и чище скрипичный репертуар на флейте, чем он». Так говорят современники об обладателе «золотого звука при немыслимой виртуозности», одном из лучших флейтистов мира по мнению корифеев духовой музыки, Денисе Бурякове.

Он стал фокусом следующей части концерта. Молодой музыкант является лауреатом самых престижных международных конкурсов. Родом из Симферополя, флейтист сделал когда-то первые весомые шаги в музыку, обучаясь в Москве, а затем в Лондонской Королевкой академии. Денис Буряков имеет богатый опыт выступления с самыми разными оркестрами мира, он солист симфонических оркестров Барселоны, Нью-Йоркской Метрополитен-опера и Лос-Анджелесского филармонического оркестра.

В фестивальный вечер в Белгороде флейта Дениса Бурякова звучала блестяще, легко и технически подвижно в самых разных регистрах. Казалось, ей были доступны все приёмы исполнения на этом инструменте, какие только существуют. Фруллато солиста было безупречным.

Совместно с симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова Денисом Буряковым были исполнены сложнейшие образцы скрипичного репертуара — светлый, праздничный, многоцветный концерт «Кампанелла» Н. Паганини и фееричная «Кармен-Фантазия» на темы оперы Ж. Бизе «Кармен» Ф. Ваксмана.

Оперный бал второго отделения начался с выхода на сцену, по выражению арт-директора фестиваля, «российской Чечилии Бартоли» Анны Аглатовой — одной из самых прекрасных оперных див современности, солистки Большого театра России, лауреата международных конкурсов и премий. Её отличают первоклассная вокальная культура, умение вжиться и слиться с представляемым образом, наличие самого обширного оперного репертуара.

Благодаря чарующей красоте звука Анны Аглатовой, слушатели вечера оказались в самом сердце Италии. Богатый, полнозвучный, роскошный голос певицы покоряет с первых мгновений, как только слышишь его вживую. Её блестящее, свободно льющееся великолепное сопрано одинаково прекрасно звучало и в Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня» Дж. Верди, и в испанском болеро «Красавицы Кадикса», и в каватине Розины из оперы «Севильский цирюльник», и в песенке Джудитты из оперетты «Джудитта»…

Милая, изящная, она дарила образ весны и очаровывала своим шармом. В совместном с неподражаемым Бориславом Струлёвым комичном «Дуэте кошек» Дж. Россини певица была необыкновенно артистична.

«Тембр его голоса вобрал в себя всё лучшее от двух великих теноров нашей страны — Ивана Козловского и Сергея Лемешева. У него неописуемая красота и артикуляционная чёткость» — ещё одним оперным бриллиантом вечера было выступление Сергея Семишкура, одного из лучших оперных исполнителей России, солиста Мариинского театра, лауреата международных конкурсов, дипломанта и обладателя специального приза Международного конкурса Елены Образцовой.

Те легкость и безупречность, с которыми артист исполнял оперные арии, позволяли полностью проникнуться звучащей музыкой. Сильный, темброво насыщенный, яркий тенор Сергея Семишкура звучал в арии принца Су Чонга из оперетты «Страна Улыбок» Ф. Легара, неаполитанских песнях Parla mi d’amore Ч. Биксио и «Скажите, девушки, подружке вашей» Р. Фальво…

1 марта слушатели вечера стали свидетелями рождения настоящей виолончельной сенсации. Впервые за свою жизнь в рамках фестиваля Борислав Струлёв исполнил СТОЛЬКО самых лакомых оперных арий, так мощно и проникновенно, что его можно назвать «Паваротти на виолончели».

По-особому оперно, певуче играла в этот вечер его виолончель. За «прыжком в бездну без парашюта», по выражению самого музыканта, стоит его феноменальное умение петь на четырехструнном инструменте так, чтобы трепетало сердце каждого сидящего в зале.

Зрительный зал был потрясён, слушая в исполнении Борислава Струлёва арию Каварадосси из третьего действия оперы «Тоска» Дж. Пуччини, арию Далилы «Открылася душа» из третьего действия оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, ариозо Канио из первого действия оперы «Паяццы» Р. Леонкавалло, арию Калафа Nessun dorma из оперы «Турандот». Из-под смычка и пальцев Борислава, казалось, можно было услышать слова, которые заложены композиторами в этих ариях.

Выразительно играл в этот вечер симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова, чутко аккомпанируя солистам и филигранно представляя отдельное оркестровые соло.

Оперное действо завершилось совместным исполнением всеми участниками концерта «Застольной песни» из оперы «Травиата» Дж. Верди. Это был незабываемый праздник Её Величества Оперы!

Впереди большой финальный концерт в трёх отделениях, которому будут предшествовать кинопоказ «Шухов — последний герой Русского Ренессанса», творческая встреча с научным консультантом и продюсером Шуховского Фонда Леонидом Штерном, подведение итогов конкурса ArtCelloLab, мастер-классы с выдающимися музыкантами. Не пропустите!

Дата публикации
02.03.2017 г.
Автор

Новости по теме