Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородский гимн романтизму

К числу российских городов, в которых выступала лауреат многих международных конкурсов, лауреат престижной молодёжной премии «Триумф», лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2010 года, член Президентского Совета по культуре, солистка Московской государственной академической филармонии Екатерина Мечетина, теперь присоединился и Белгород.

Программа концерта открытия 45-го сезона Белгородской государственной филармонии, который состоялся 1 октября в Большом концертном зале филармонии, включала 1-й фортепианный концерт Ф. Листа (солировала Е. Мечетина в сопровождении симфонического оркестра БГФ под управлением главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина) и «Фантастическую симфонию» Г. Берлиоза.

Концерт открытия 46-го сезона Белгородской филармонии. Главный дирижер симфонического оркестра – Рашит Нигаматуллин

Известнейшие шедевры корифеев романтизма в исполнении знаменитой московской гостьи и белгородского оркестра составили необыкновенный по силе впечатления тандем с единой темой и единой стилистикой.

Исполнение Е. Мечетиной Концерта Листа Ми-бемоль мажор показало белгородским слушателям черты её единственного в своём роде исполнительского облика: мощное, крепкое волевое начало в сочетании с удивительной, покоряющей женственностью. Её очень привлекательная внешность и, по счастливому стечению обстоятельств, при коротком близком приближении, очень располагающие человеческие качества – открытость, простота, доброжелательность, полное отсутствие «звёздности» – вызывает мгновенную симпатию. Вот она одна и та же на сцене в ярком сценическом имидже перед плотно заполненным залом и в обыденной обстановке гостиничного номера за несколько часов до выступления.

Концерт открытия 46-го сезона Белгородской филармонии. Солистка – Екатерина Мечетина (г. Москва)

– Вчера у нас была большая репетиция, и взаимопонимание с белгородскими музыкантами установилось сразу. Белгородский оркестр замечателен – дисциплинированный, точный, отзывчивый

– Таким он, кстати, стал всего за пять лет, с тех пор как попал в руки Рашита Геннадьевича.

– Да? Кстати, оказывается мы с Рашитом Геннадьевичем старые знакомые. Когда я училась в Московской Центральной музыкальной школе, мне было лет одиннадцать, мне предложили поехать на Украину, в Луганск, сыграть концерт с оркестром. Там была тогда хорошая детская филармонии, оркестром дирижировал Рашит Геннадьевич. Сейчас он тоже вспомнил эту встречу. Тогда, в 90-е гг., были очень тяжёлые времен, музыка была никому не нужна. Но мне хотелось играть, и я была согласна играть на каких угодно условиях... Зато сегодня... Недавно я вернулась с Камчатки – там новый «Стейнвей», все хотят слушать классику, на концертах много молодёжи.

Концерт открытия 46-го сезона Белгородской филармонии. Солистка – Екатерина Мечетина (г. Москва)

– Пишут, что вы родились «под счастливой звездой», что ваша артистическая карьера в Москве складывалась на редкость удачно...

– Ну, москвичка я только в первом поколении. Мои родители встретились в Москве, куда приехали учиться музыке с Урала и из саратовских краёв. Мама – детский фортепианный педагог, папа – оркестровый музыкант, виолончелист. Когда они поняли, что моя постоянная тяга к роялю в полтора-два года – не пустая забава, начались домашние занятия, очень бережные, соответствующие возрасту.

Потом – очень рано – была Центральная музыкальная школа, консерватория, аспирантура и всё это время у меня были прекрасные учителя. И ещё я рано начала выступать публично и участвовать в международных конкурсах, так что подготовка к гастрольной стезе у меня началась с детства. Я понимаю, как это важно – иметь в детстве правильную поддержку. Сейчас у меня есть сайт, куда мне пишут дети, обучающиеся игре на фортепиано, и я всем обязательно отвечаю, хотя это отнимает у меня массу времени. Интерес к педагогике у меня, наверное, в крови и сейчас я работаю преподавателем-ассистентом профессора Московской консерватории А.А. Мндоянца, который с пониманием относится к моей интенсивной гастрольной деятельности.

Концерт открытия 46-го сезона Белгородской филармонии. Главный дирижер симфонического оркестра – Рашит Нигаматуллин

– Вы много ездите по стране. Как вы находите Белгород на фоне таких же или более крупных городов?

– Я в восхищении от белгородской филармонии, от зала, от репетиционных помещений. Кажется, что люди, работающие в таких прекрасных условиях, должны испытывать постоянный творческий подъем. Это чувствуется по оркестру, по той деловой атмосфере и праздничной приподнятости, которая там царит.

Пользуясь пребыванием в вашем красивом городе, я хочу посетить музей-диораму «Курской битвы». Мой дед воевал, он был танкистом и участвовал в сражении на Прохоровке, дошёл до Кёнигсберга. После войны женился и одна из двух его дочерей – моя мама.

А в Белгороде, я думаю, я выступлю ещё не раз с сольным концертом или с моими постоянными партнёрами по камерному музицированию».

Первое отделение Екатерина Мечетина закончила музыкальным «признанием в любви» – на «бис» она исполнила – спела, проговорила, прошептала – знаменитый ноктюрн Листа «Liebtstraum» («Грёзы любви»).

Екатерина Мечетина и Рашит Нигаматуллин

2-е отделение, в котором прозвучал «манифест музыкального романтизма» – 5-частная «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, тоже заканчивалось овациями. Огромный состав оркестра с расширенными группами духовых и ударных занял всю большую сцену – зрелище впечатляющее.

Музыка, знакомая всякому грамотному слушателю, прозвучала на редкость свежо, местами необычно (но очень убедительно) и фантастически, ошеломляюще хорошо (пусть простят мне невольный каламбур).

Управляя огромным оркестром без партитуры, Рашит Нигаматуллин развёртывал первую в истории музыкального искусства эпопею торжествующего демонизма с поразительной целостностью охвата огромной 5-частной композиции, точнейшей выстроенностью частей, ясной красотой каждой музыкальной фразы.

Рашит Нигаматуллин

Слушая оркестр Нигаматуллина, обретала смысл, плоть и кровь расхожая фраза о «Берлиозе – новаторе оркестра»… Дирижёр с упоением творил-воссоздавал причудливые фантазии великого оркестратора расцвета романтизма, а оркестр безукоризненно, точно и легко шёл за ним.

Все как один, слушатели были «убиты, ошеломлены, раздавлены» этим доселе неслыханным тембровым великолепием и восхищены неуклонным восхождением по ступеням совершенства симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением Рашита Геннадьевича Нигаматуллина.

Дата публикации
02.10.2011 г.
Автор

Новости по теме