Культурный лайфхак: события, факты, советы



Культура масс — это культура?

Массовая культура — это словосочетание известно всем, и оно весьма прочно закрепилось в нашем сознании и в нашей повседневности. Кто-то назовет массовую культуру просто развлечением, а кто-то индустрией развлечений, кому-то она синонимична термину популярная культура, некто считает масс культуру коммерческой и потребительской.

Все в чем-то правы. Даже в современной культурологии существует множество определений данному явлению и термину, так как массовая культура занимает внушительную нишу в мировом культурном пространстве.

Появление массовой культуры зачастую привязывают к быстрому темпу развития СМИ. Основной задачей масс культуры является, несомненно, пропаганда идеологии определенной структуры ценностей определенного вида и специфическим образом жизни. Кто-то приравнивает массовую культуру к китчу или по-другому к халтуре. Но китч не несет никакой ценности, ни эстетической, ни художественной.

А вот степень популярности массовой культуры определяется не только общедоступностью или же модой на нее. Как утверждают исследователи в сфере культурологии, изначально массовая культура, которая возникла в США, была распространена в сфере бизнеса и только спустя некоторое время она вошла и в другие сферы культурной жизни общества. Если же говорить о старушке Европе, то там масс культура противопоставлялась многовековым устоям официальной культуры, основным принципом которой была тесная консолидация с государством и распространение державных ценностей через церковные и учебные заведения.

Если же говорить о массовой культуре и ее функциональности, то основная суть этого явления в том, что человек теряет свою индивидуальную неповторимость, которая в некоторых случаях даже игнорируется. При этом масс культура вводит определенные стандарты на духовную сферу. По этим стандартам, все представители масс культуры — это элементы с определенным абсолютным однородным сходством.

Ценности популярной культуры ориентированы на низкие вкусы и пристрастия. Масс культура приветствует сужение спектра человеческих эмоций и их интересов. Причем возрастная ориентация в основном на подростков. Массовая культура как планета с многочисленными спутниками: реклама, насилие, эротика и, конечно же, хэппи-энды. В массовой культуре все меняется местами: воображаемое заменяется реальным и наоборот.

Популярная культура дарит каждому сладкие мечты, воплощенные кинозвездами или персонажами рекламы. Поп культура культивирует у нас иллюзию счастья, независимости или справедливости. Массовость культуры еще заключена в том, что она заинтересована потребительскими желаниями, культивируя лозунг: «Главное в жизни — это получение удовольствия. Причем сиюминутно!» Это порождает и развивает сознание потребления. Сознание потребления проникает повсеместно: и в обыденные вещи, и в развлечения, ив искусство, и в сферу моды.

Масс культура стала мифология XX века, предполагая нахождение в мире фантазий и грез, бегство от реальности. Массовая культура, как спрут, проникла повсеместно. Она и в мире кинематографа, и в литературе, она и в рекламе. Цель многих жанров как кино — (ганстерский фильм, мюзикл, фильм ужасов, эротический жанр), теле — (ток — шоу, реалити — шоу, реклам) или некоторых литературных форм увести приверженца поп культуры от потребностей обыденности. Эту культуру называют часто еще и псевдокультурой или же контркультурой, так как она предлагает нам общение, включенность в общество, но это все только иллюзия.

Ценности масс культуры для большинства — для так называемой обывательской части общества — усредненность, снижению планки идеала до среднего уровня. А средний уровень — это зачастую обыденно, повседневно, а иногда даже и пошло.

Дата публикации
28.07.2015 г.
Автор