Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Олег Булавин и его «неприкаянные иллюзии»

5 февраля в Белгородском художественном музее состоялось открытие выставки «Неприкаянные иллюзии» Олега Булавина. Это первая персональная выставка художника в музее. В экспозицию входят в основном новые, ранее не экспонированные крупноформатные станковые и монументальные живописные работы, созданные за последние два года.

Олега Булавина хорошо знают по выставкам «Машина времени» и «Взгляд с птичьего полёта», но в «Неприкаянных иллюзиях» работы художника звучат по-иному и в плане художественно-пластического почерка, и по глубине содержательной. Новая живопись существенно дополняет и расширяет уже знакомую зрителю картину творческой самоидентичности художника.

Церемония открытия выставки «Неприкаянные иллюзии» Олега Булавина. На фото: автор и заместитель директора БГХМ Наталья Свиридова

Главную идею выставки Олег Булавин выразил так: «Людьми управляют иллюзии. Не каждый из нас готов с этим мириться. Тому есть причины. Но, стоит признать: мир без иллюзии скучен, монотонен и однобок. Магия любой иллюзии скрывается в желании самого человека быть обманутым».

В авторской концепции, которая расположена в экспозиции выставки, также процитированы слова В. И. Ленина – «Из всех искусств наиболее важным для нас является искусство отделить грань иллюзии от блика иронии, которая в этой иллюзии, может быть, и содержится».

5 февраля в Белгородском художественном музее состоялось открытие выставки «Неприкаянные иллюзии» Олега Булавина

Самая крупная работа, занимающая целую стену и центральное место в экспозиции, «Химеры труда» (2014) становится ключевой картиной, фабулой всей выставки. С первого взгляда есть ассоциация, что это обращение художника к советскому прошлому.

О. Булавин «Апофеоз труда»

Горизонтальная композиция заключена в ёмкую пластическую визуальную формулу, где изображены шагающие обобщённые человеческие фигуры с красной тканью в руках, не имеющей своего начала и конца, и уходящей за края формата живописного холста.

Локальные цветовые пятна, наполненность динамикой справа налево, что непривычно для зрительского глаза, создаёт движение не вперёд и не вверх, а куда-то в сторону и назад, предупреждая мысли о перспективах и будущем. Но тем самым художник в работе скорее констатирует факты, а не призывает или обещает.

О. Булавин «Семейный портрет»

Людские фигуры Олег Булавин располагает на нагруженном ритмами фоне, создавая вокруг людей визуальный шум, очень знакомый нам в ритме современной жизни. И сразу мысли обращаются к авторской концепции, где есть строки: «Искусство, с тех пор, оказалось подобным человеку, бегущему в постоянно сужающемся коридоре.

С одной стороны — плотное давление мускулатуры всесильного бога продаж. С другой — напряжённые вибрации крыльев феи общественного мнения. Художник сегодня должен изначально обладать определённым напором, чтобы суметь пересечь этот постоянный коллапс, сохранив при том себя…».

О. Булавин «Губы времени»

Выставка и её концепция вполне могли состояться лишь экспонированием только одной работы «Химеры труда». Но тогда осталось бы меньше информации о живописи Олега Булавина, которая обращается к зрителю внятной цветовой экспрессией, местами примитивистски гротескной манерой в красочных ритмах, линии рисунка.

Символ мудрости в работе «Скорпион» (2014), череда из бутылок в композиции «Караван» (2014), антропоморфная фигура в картине «Губы времени» (2010), куклообразный женский силуэт в работе «Запах времени» (2014) — всеми сюжетами Олег Булавин на выставке «Неприкаянные иллюзии» обнажает абсурдность реальности, обнаруживая тем самым парадоксальность своего времени, в котором он живёт, и то, как он его, время, чувствует.

О. Булавин «Скорпион»

И всё это подано художником в своей содержательности и изобразительности на тонкой грани между серьёзным и ироничным, а определить долю серьёзного и несерьёзного автор предоставляет зрителю, допуская неоднозначную интерпретацию.

В этой изобразительной ироничности и неоднозначности вся неповторимость и художественная неординарность Олега Булавина. И если же кому-то не близки ассоциативные формы и смыслы автора в картинах, всегда есть возможность наслаждаться потрясающей живописью, энергичной динамикой кисти художника, который до невозможности талантливо чувствует цвет.

Фрагмент экспозиции выставки «Неприкаянные иллюзии» Олега Булавина

Но всё это неважно для художника без зрителя, и всё в той же концепции автора звучит: «Поэтому для настоящего художника столь важно внимание ценителей искусства. Лишенные эмоциональной оценки, — будь то безусловное признание или неистовое отрицание, — всё иллюзии, созданные живописцем, остаются неприкаянными, как птицы на ветру».

Дата публикации
06.02.2014 г.
Автор