Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Олег Булавин и его «неприкаянные иллюзии»
5 февраля в Белгородском художественном музее состоялось открытие выставки «Неприкаянные иллюзии» Олега Булавина. Это первая персональная выставка художника в музее. В экспозицию входят в основном новые, ранее не экспонированные крупноформатные станковые и монументальные живописные работы, созданные за последние два года.
Олега Булавина хорошо знают по выставкам «Машина времени» и «Взгляд с птичьего полёта», но в «Неприкаянных иллюзиях» работы художника звучат по-иному и в плане художественно-пластического почерка, и по глубине содержательной. Новая живопись существенно дополняет и расширяет уже знакомую зрителю картину творческой самоидентичности художника.
Главную идею выставки Олег Булавин выразил так: «Людьми управляют иллюзии. Не каждый из нас готов с этим мириться. Тому есть причины. Но, стоит признать: мир без иллюзии скучен, монотонен и однобок. Магия любой иллюзии скрывается в желании самого человека быть обманутым».
В авторской концепции, которая расположена в экспозиции выставки, также процитированы слова В. И. Ленина – «Из всех искусств наиболее важным для нас является искусство отделить грань иллюзии от блика иронии, которая в этой иллюзии, может быть, и содержится».
Самая крупная работа, занимающая целую стену и центральное место в экспозиции, «Химеры труда» (2014) становится ключевой картиной, фабулой всей выставки. С первого взгляда есть ассоциация, что это обращение художника к советскому прошлому.
Горизонтальная композиция заключена в ёмкую пластическую визуальную формулу, где изображены шагающие обобщённые человеческие фигуры с красной тканью в руках, не имеющей своего начала и конца, и уходящей за края формата живописного холста.
Локальные цветовые пятна, наполненность динамикой справа налево, что непривычно для зрительского глаза, создаёт движение не вперёд и не вверх, а куда-то в сторону и назад, предупреждая мысли о перспективах и будущем. Но тем самым художник в работе скорее констатирует факты, а не призывает или обещает.
Людские фигуры Олег Булавин располагает на нагруженном ритмами фоне, создавая вокруг людей визуальный шум, очень знакомый нам в ритме современной жизни. И сразу мысли обращаются к авторской концепции, где есть строки: «Искусство, с тех пор, оказалось подобным человеку, бегущему в постоянно сужающемся коридоре.
С одной стороны — плотное давление мускулатуры всесильного бога продаж. С другой — напряжённые вибрации крыльев феи общественного мнения. Художник сегодня должен изначально обладать определённым напором, чтобы суметь пересечь этот постоянный коллапс, сохранив при том себя…».
Выставка и её концепция вполне могли состояться лишь экспонированием только одной работы «Химеры труда». Но тогда осталось бы меньше информации о живописи Олега Булавина, которая обращается к зрителю внятной цветовой экспрессией, местами примитивистски гротескной манерой в красочных ритмах, линии рисунка.
Символ мудрости в работе «Скорпион» (2014), череда из бутылок в композиции «Караван» (2014), антропоморфная фигура в картине «Губы времени» (2010), куклообразный женский силуэт в работе «Запах времени» (2014) — всеми сюжетами Олег Булавин на выставке «Неприкаянные иллюзии» обнажает абсурдность реальности, обнаруживая тем самым парадоксальность своего времени, в котором он живёт, и то, как он его, время, чувствует.
И всё это подано художником в своей содержательности и изобразительности на тонкой грани между серьёзным и ироничным, а определить долю серьёзного и несерьёзного автор предоставляет зрителю, допуская неоднозначную интерпретацию.
В этой изобразительной ироничности и неоднозначности вся неповторимость и художественная неординарность Олега Булавина. И если же кому-то не близки ассоциативные формы и смыслы автора в картинах, всегда есть возможность наслаждаться потрясающей живописью, энергичной динамикой кисти художника, который до невозможности талантливо чувствует цвет.
Но всё это неважно для художника без зрителя, и всё в той же концепции автора звучит: «Поэтому для настоящего художника столь важно внимание ценителей искусства. Лишенные эмоциональной оценки, — будь то безусловное признание или неистовое отрицание, — всё иллюзии, созданные живописцем, остаются неприкаянными, как птицы на ветру».
- Дата публикации
- 06.02.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир (фото Романа Никулина)
Топ новости
-
03 октября
Осенний #НАУКАДЖАЗ
-
03 октября
Давайте замедляться
-
04 октября
С любовью к родному Белогорью
- Все новости