Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В День рождения белгородского органа зрителей угощали токкатами

Празднование первого дня рождения белгородского органа, начатое 15 декабря, завершилось на следующий день вечером органной токкаты, подготовленной солистом филармонии, лауреатом международных конкурсов Тимуром Халиуллиным.

Выбор программы — «Вечер органной токкаты» — был далеко не случаен для этого праздничного концерта. Ведь именно токкату (как, пожалуй, ни один из других жанров органной музыки) можно назвать символом инструмента, способным не только раскрыть все богатство и мощь органа, но и его многовековую историю.

Даже главной визитной карточкой органа мы называем именно токкату — великую Токкату и фугу ре-минор И. С. Баха. Именно она в этот вечер стала сердцем концерта, его эмоциональным и интеллектуальным центром, с которым невидимыми нитями были связаны все другие токкаты, созданные до и после баховского шедевра.

Белгородскому органу — 1 год!

Пожалуй, ни разу за прошедший год это сочинение (именно Токкатой и фугой Баха был открыт Органный зал год назад и она украшала почти каждый концерта органной музыки) не было так ожидаемо. С самого начала концерта зритель ждал его исполнения, к нему постоянно ссылались музыковедческие аннотации (музыковед — Олеся Фиалко), но тщательно выстроенная программа каждый раз откладывала появление великого шедевра. Он словно вызревал, вновь рождался на глазах зрителя.

Тимур Халиуллин Органист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин

Появление баховской токкаты и фуги подготовили токкаты Я. П. Свелинка, Г. Муффата, Дж. Фрескобальди, И. К. Керля и Д. Букстехуде — учителя и кумира И. С. Баха. Именно токката Букстехуде, символично написанная в той же тональности (ре-минор) и интонационно предвещающая сочинение Баха, привела слушателей в этот вечер к великому шедевру. Зазвучавшая без объявления Токката и фуга ре-минор Баха была встречена, пожалуй, самыми бурными аплодисментами за всю история исполнения её в Белгороде.

Тимур Халиуллин

Второе отделение концерта продолжила еще одна ре-минорная токката — Макса Регера (таким образом, в центре концерта оказались сразу три ре-минорные токкаты: Д. Букстехуде, И. С. Баха и М. Регера), затем «токкатный концентрат» был удачно разбавлен отрывками из романтических циклов с участием токкаты — Молитва и Токката из «Готической сюиты» Л. Боэльмана, Адажио и Токката из Пятой Органной Симфонии Ш. М. Видора. 

Достойным завершением вечера органной токкаты стало современное обращение к этому жанру с многовековой историей — Тимур Халиуллин исполнил собственную Токкату, написанную для педали-соло, пьесу, за которой неизменно следует несколько минут зрительских оваций.

Программа, исполненная солистом филармонии во второй праздничный вечер, была тем редким (но в последнее время — все более частым) сочетанием, когда всё слилось в едином стройном образе: яркая музыка, исполненная с блестящей, филигранной техникой и искренней эмоциональностью, стройная программа, ведущая за собой зрителя и не отпускающая его ни на минуту, верно подобранные сочинения, позволяющие продемонстрировать не только собственный артистический рост (им Тимур Халиуллин радует нас в последнее время от концерта к концерту), но и богатейшие возможности белгородского органа — ведь именно он был главным виновником торжества!

Около ста концертов прошло за год в Органном зале, каждый из них собирал полный зал зрителей и становился настоящим праздником. Вечер органной токкаты не был исключением. Он стал прекрасным завершением первого органного года и, одновременно, залогом и обещанием не менее привлекательного будущего, которое сулит нам еще немало встреч, открытий и удивлений. В добрый путь! 

P. S. После концерта Тимур Халиуллин попросил выразить в этой статье самые теплые слова благодарности всем участникам органных концертов, неизменно обеспечивающих высокий уровень их проведения. Это органные мастера Владимир Кротов и Илья Гращенко, звуко- и светорежиссёр органных концертов Андрей Жигалов, музыковеды филармонии — заслуженные работники культуры РФ Людмила Сидорова и Наталья Гирявенко, Марина Андрейкина и Олеся Фиалко, и, конечно, технические службы филармонии.

 

Дата публикации
17.12.2012 г.
Автор