Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородскому органу — 1 год!

Первую годовщину Органного зала отметила 15 декабря Белгородская государственная филармония. Праздничный концерт, в котором приняли участие народная артистка РФ Марина Шутова (меццо-сопрано, г. Москва), лауреат международных конкурсов Игорь Гольденберг (орган, г. Москва), заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий (орган, г. Санкт-Петербург) и лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган, г. Белгород), предваряло вступительное слово директора и художественного руководителя БГФ заслуженного деятеля искусств России И. Г. Трунова.

Иван Григорьевич, как всегда с радостью и волнением, напомнил собравшимся пока ещё короткую, но уже содержательную историю белгородского концертного органа, а также очертил его перспективы. Из них самой интересной и многообещающей для выдающегося белгородского музыканта-просветителя выглядит уже работающий (с сентября 2012 г.) органный абонемент для школьников.

Иван Григорьевич Трунов

Поскольку декабрь Иван Григорьевич вообще выделяет как судьбоносный месяц для академической музыкальной культуры Белгорода (в декабре был подписан приказ о создании филармонии; в декабре происходило вселение коллектива в новое здание), то именно в декабре в скором времени Иван Григорьевич пообещал и белгородский органный фестиваль. А свои обещания Иван Григорьевич, как всем известно, выполняет.

Есть ещё одно волшебное совпадение, теперь уже навсегда связанное с историей единственного в Черноземье Органного зала. А именно то, что День рождения белгородского органа случился в преддверии Рождества. Уже слышимый в эти дни приближающийся праздничный звон рождественских колоколов теперь соединяет радость обретения органа на земле Святого Белогорья с радостью великой Благой вести Рождества Христова.

Народная артистка РФ Марина Шутова (меццо-сопрано, г. Москва), лауреат международных конкурсов Игорь Гольденберг (орган, г. Москва)

Поэтому на Дне рождения белгородского органа почётное и главное первое место заняла музыкальная рождественская католическая молитва «Ave, Maria» («Радуйся, Мария»). Необыкновенно красивая латинская молитва — обращение к Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о Господней воле сделать её Матерью Спасителя — на протяжении многих веков вдохновляла композиторов разных стран. В первом отделении она звучала шесть раз в различных музыкальных воплощениях композиторов XVIII–XX вв. — Л. Керубини, Л. Луцци, И. С. Баха – Ш. Гуно, Ж. Массне, К. Сен-Санса и Дж.-Каччини – Вл. Вавилова.

Её исполнили солистка Большого театра Марина Шутова и Игорь Гольденберг. Белгородские слушатели познакомились с фрагментами большой рождественской программы известной певицы, обладательницы сильного, красивого (особенно в среднем регистре) голоса, прекрасно сочетающегося с мощным чистым звуком белгородского органа.

заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий (орган, г. Санкт-Петербург) и лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган, г. Белгород)

Программа органной части праздничного концерта была очень разнообразной и нестандартной, искусно соединяя хорошо знакомую музыку (баховская Токката и фуга ре-минор, исполненная Т. Халиуллиным с особенным подьёмом в качестве первого номера программы, и 1-я часть органного концерта ре-минор в исполнении И. Гольденберга) с «хитами» органного репертуара, в Белгороде ещё не звучавшими — очень эффектные и красивые «Колокола Вестминстера» Л. Вьерна в исполнении И. Гольденберга (6-я часть 3-й органной сюиты 1927 г.).

Во втором отделении торжественные настроения рождества уступили место безудержному праздничному веселью. Здесь сменяли друг другу композиции знакомые (Л. Бёльман, З. Окс, Й. Штраус) и совершенно неизвестные (Джованно Моранди (1777–1855); Адольф Фридрих Хессе (1809–1863) и абсолютно загадочный Ч. Калахан). Их то серьёзные (токкаты А. Ф. Хессе), то танцевально-беззаботные или маршевые (Ч. Калахан, Дж. Морани), то пародийно-юмористические (З. Окс) фантазии давали слушателям короткие мгновения передышки лишь в моменты объявления очередного номера концерта, который был увенчан чарующе-неотразимым 4-ручным органным попурри на темы вальсов Й. Штрауса.

                                  

 

Дата публикации
16.12.2012 г.
Автор