Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде проходит международный конкурс «Кубок Белогорья»

Наконец мы дождались знаменательного события не только Белгородского, но всероссийского масштаба – 28 ноября состоялось торжественное открытие VIII международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Белогорья». В этот раз в конкурсе принимают участие 147 человек из 45 городов России (Центральных регионов, Сибири, Башкортостана), ближнего зарубежья – Украины, Белоруссии, и, впервые в истории конкурса,– представители Литвы.

Жюри секции клавишных инструментов уже в третий раз возглавил профессор Академии музыки им. Гнесиных, народный артист РФ Фридрих Липс. Председателем жюри секции струнных инструментов стал профессор академии музыки им. Гнесиных, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова и Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова Андрей Горбачев. Под началом этих выдающихся музыкантов в жюри оказалась команда компетентных профессионалов из России (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Воронеж), а также Украины и Литвы.

Члены жюри международного конкурса «Кубок Белогорья» Ф. Липс и Р. Свяцкявичюс

На вопрос о том, как они узнали о конкурсе в далеком от них Белгороде, наш гость из Прибалтики член жюри  Ричардас Свяцкявичюс ответил, что приехал по приглашению замечательного музыканта и друга Фридриха Липса и очень рад оказаться здесь, в нашем городе, окунуться в доброжелательную творческую атмосферу «Кубка Белогорья».

Нынешний конкурс отличается удивительной многомерностью, своего рода форматом «4D», в рамках которого пройдут не только конкурсные туры, но и мастер-классы, курсы повышения квалификации и региональная открытая научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития образовательных учреждений культуры и искусства», которая состоялась в первый день форума.

Так организаторы конкурса-фестиваля позаботились о том, чтобы каждый – будь то любитель или профессионал, нашел для себя то, что отвечает именно его интеллектуальным и эстетическим запросам.

Научно-практический семинар открылся приветственным словом к делегатам ректора Белгородского государственного института культуры (БГИКИ) И.Б. Игнатовой и заместителя начальника управления культуры Белгородской области, заслуженного работника культуры РФ Е.А. Алешникова, который подчеркнул, что «…такая конференция проводится впервые в рамках конкурса, она очень масштабна, и поднимает проблемы и перспективы развития образовательных учреждений культуры и искусства».

В президиум конференции так же вошли представители профессорско-преподавательского состава различных музыкальных ВУЗов: В.В. Бесфамильнов – профессор Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского, народный артист Украины; Свяцкявичюс Ричардас – профессор Литовской академии музыки и театра, заведующий классом аккордеона, заслуженный преподаватель Литвы; директор методического центра Т.Ф. Белокурова; проректор по науке БГИКИ И.А. Гричаникова и заведующий кафедрой струнных народных инструментов, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных А.А. Горбачев.

Своеобразным «мейнстримом» пленарного заседания, нашедшим отражение в докладах всех выступавших, стало освещение проблем и перспектив развития ВУЗов культуры и искусств в современном социально-экономическом пространстве.

Актуальные темы получили дальнейшее освещение в заседании семи секций конференции, которые проводились на базе БГИКИ, ДШИ №1 и музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева БГИКИ.

В Белгороде проходит международный конкурс «Кубок Белогорья»

Вечером первого дня состоялось торжественное открытие конкурса «Кубок Белогорья», в рамках которого произошло самое волнительное для участников событие – жеребьевка, доверенная учащейся 7 класса детской школы искусств г. Омска Бабкиной Софье как первой конкурсантке, приславшей заявку на участие в состязании.

Судьбоносной для молодых «агонистов» стала выбранная Софьей «вслепую» буква «С»: именно с неё начался алфавитный порядок фамилий исполнителей, в котором им предстоит появляться перед членами высокого жюри (отчего по залу пронесся едва различимый вздох неожиданно «осчастливленных» музыкантов).

Продолжил праздничный вечер в рамках фестивальной программы концерт оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии с участием солистов Белгорода и Старого Оскола под управлением Е.А. Алешникова, в исполнении которых прозвучали как обработки русских народных песен, так и произведения академического репертуара.

Второй день был ознаменован началом конкурсных прослушиваний. Параллельно в Малом и Большом залах музыкального колледжа состязались исполнители секции струнных и клавишных инструментов. В этом году, согласно сложившимся правилам все конкурсанты делились на 4 возрастных группы:

1-я – учащиеся ДМШ и ДШИ;
2-я – студенты I, II курсов музыкальных колледжей;
3-я – студенты III, IV курсов СПО;
4-я – представители музыкальных вузов.

29 ноября «дебютировали» участники 1 и 2 категории групп. О том, насколько напряженной была борьба конкурсантов, свидетельствует неумолимая статистика: в среднем, во второй тур не прошли почти около половины юных музыкантов, выходивших в тот день на сцену.

На вопрос об оценочных критериях, предъявляемых членами жюри к конкурсантам, Ф.Р. Липс отметил не только технику владения инструментом, но и самобытность личности исполнителя независимо от возраста, «чтобы ему было что сказать в музыке, а нам затем хотелось слушать его снова и снова». Вместе с тем, не называя имен, председатель жюри отметил, что уже такие кандидатуры есть, а некоторых из них даже планируют пригласить для поступления в столичные учебные заведения. Как приятный факт отметим что среди прошедших во второй тур участников есть и наши белгородцы – Д. Петкун, А. Малая (аккордеон) и С. Гаркуша (домра).

Настоящим украшением фестивальной программы второго дня конкурса стало вечернее выступление ансамбля «Пьяццолло-Studio», который был создан при участии Ф. Липса в 1992 году.

В состав ансамбля вошли музыканты с международным признанием: Владислав Иголинский (скрипка), Кирилл Родин (виолончель), Святослав Липс (фортепиано), Фридрих Липс (баян). Объединила этих ярких творческих индивидуальностей любовь к творчеству Астора Пьяццолы, который впервые ввел в мир академической музыки интонации и ритмы латиноамериканских танцев – самбы, румбы и танго.

Именно из произведений аргентинского композитора была составлена вся программа концерта. Несмотря на однородность репертуара, мастерство музыкантов – потрясающий ансамблевый баланс, органичное слияние тембров инструментов – не отпускали внимание слушателей ни на минуту. В результате почти полтора часа концертной программы пролетели на едином дыхании.

К тому же проявилась еще одна грань дарования Ф. Липса – владение искусством конферанса; добрый юмор в сочетании с профессиональной компетенцией создали неповторимую атмосферу в зрительном зале.

Грамотно была выстроена и программа концерта – выступления полного состава ансамбля чередовалось с дуэтными номерами фортепиано то со скрипкой, то с виолончелью. Помимо тембрового контраста был соблюден и контраст эмоциональный, «драматический». На суд зрителей были вынесены танго посвященные то «философии чувств» – одиночеству и умирающему ангелу, то более земным персонажам – отцу или любимой собачке. Но чтобы ни звучало в тот вечер на сцене, с нами в зале «разговаривала» музыка на языке искреннего чувства!

Так на высокой ноте завершился второй день конкурса «Кубок Белогорья».

Дата публикации
01.12.2011 г.
Автор

Новости по теме