Новости кино и обзоры кинопремьер недели



Московский виолончелист Александр Бузлов впервые выступил в Белгороде

14 марта 2015 года в Большом зале Белгородской филармонии состоялся заключительный концерт абонемента «Симфонические шлягеры». С симфоническим оркестром филармонии под управлением Дмитрия Филатова в Белгороде впервые выступил московский виолончелист лауреат международных конкурсов Александр Бузлов.

В мартовской афише филармонии эта симфоническая программа (наряду с предстоящим симфоническим концертом 28 марта) — долгожданная симфоническая классика.

Это также новая большая работа симфонического оркестра БГФ и дирижёра Дмитрия Филатова. И это также первое премьерное, по крайней мере, за последние десять лет, исполнение белгородским оркестром столь любимых и исполнителями, и публикой позднеромантических шедевров как Виолончельный концерт А. Дворжака и 1-я симфония Й. Брамса.

Лучшего солиста для белгородской премьеры знаменитейшего и красивейшего Концерта для виолончели с оркестром ор.104 си-минор А. Дворжкака чем Александр Бузлов трудно было бы пожелать. Выступление московского виолончелиста в Белгороде проходило при поддержке Министерства культуры РФ в рамках фестиваля «Мастера искусств ХХI в.».

Александр Бузлов (р.1983), ученик знаменитой Наталии Гутман — обладатель 15 (!) наград и званий на престижных международных конкурсах, в т. ч. на двух Международных им. П. И.Чайковского. С 2007 г. он преподаёт в Московской консерватории, много гастролирует в России и за рубежом, выступает как солист с ведущими оркестрами мира и как ансамблист со многими прославленными исполнителями.

Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала молодого российского виолончелиста «достойным наследником лучших традиций советской виолончельной школы», а белгородская публика получила счастливый шанс услышать эту школу во всём её великолепии в одном из лучших вершинных шедевров виолончельной классики; в произведении, которым, по словам Александра Бузлова, «мы, виолончелисты, можем гордиться, поскольку такая великая музыка есть только у нас».

Виолончельный концерт си-минор (ранний, ля-мажорный виолончельный концерт остался малоизвестным сочинением Дворжака) был написан в 90-е гг. ХIХ в. вместе со знаменитой симфонией «Из Нового света» в т. н. «американский период» жизни чешского мастера.

Это трёхчастный лирико-драматический цикл изумительной славянской певучей красоты, с романтически-распевной и патетически-приподнятой первой частью, полной любви и грусти и омрачаемый вспышками внезапного драматизма медленной второй частью и энергичным финалом с победно-маршевыми темами.

Необыкновенной красоты певучий солирующий голос виолончели Александра Бузлова задавал тона удивительной мягкости красок оркестра-партнёра. Слушая этот концерт, как не вспомнить слова Й. Брамса, воскликнувшего после первого прослушивания для дворжаковского концерта: «Если бы я знал, что можно написать такой концерт для виолончели, я бы написал его сам!»

Второе отделение концерта заняла 1-я симфония ор.68 до-минор (на bis был исполнен Венгерский танец № 5 Брамса).

Премьеры симфоний Брамса появляются на сцене белгородской филармонии не часто, но регулярно, примерно раз в три года, что не удивительно, учитывая масштабность, мощь и концептуальность четырёх симфонических творений Брамса.

Краткая хронология исполнения симфоний Брамса на белгородской сцене: в 43-м сезоне была сыграна 3-я симфония; в 45-м — 4-я. Нынешний 48-й сезон украсила премьера 1-й симфонии, и это исполнение вполне можно назвать дирижёрским успехом Дмитрия Филатова.

Эмоционально-психологическая полярность образов 4-частного цикла, бетховенский драматический размах, масштабность, трудный путь к оптимизму финала — всё это требует очень большой исполнительской зрелости и оркестра, и дирижёра.

Не случайно Брамс писал эту симфонию мучительно трудно, почти 15 лет, ссорясь с близкими людьми, чувствуя за собой «шаги гиганта», а после премьеры Ганс фон Бюлов назвал симфонического первенца Брамса «10-й симфонией Бетховена».

Дмитрий Филатов свободно продирижировал сложнейшей позднеромантической симфонией наизусть, тем самым показав, какой огромный путь в постижении Брамса им пройден и какие вершины масштабной симфонической классики ему отныне открыты.

И если свобода исполнительского самовыражения обретается на этом пути только с течением времени, то можно выразить уверенность, что Дмитрий Филатов не будет останавливаться на достигнутом.

Дата публикации
16.03.2015 г.
Автор

Топ новости