«Славься ввек, Бородино»

выставка-экспозиция
Выставка «Славься ввек, Бородино» на Белгородчине

Выставка из фондов Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника является данью памяти Отечественной войне 1812 года. Она посвящена одному из основных родов войск – кавалерии, которая особенно ярко проявила себя в начале XIX века в царствование императора Александра I. Это время ознаменовано наполеоновскими войнами, среди которых особое место занимает Отечественная война 1812 года.

Русская армия на рубеже XVIII и XIX веков была одной из сильнейших в Европе. В ней существовали славные традиции, заложенные выдающимися полководцами П.А. Румянцевым, Г.А. Потемкиным, А.В. Суворовым. В её рядах служили многие талантливые военачальники, обладавшие передовыми знаниями и умением вести

боевые действия. Одним из них был М.И. Голенищев-Кутузов, чей военный гений с особой силой проявился в войнах с наполеоновской Францией.

В первой половине XIX века кавалерия наряду с пехотой и артиллерией доблестно сражалась на полях Европы. В российской армии она как род войск подразделялась на гвардейскую и армейскую, а также на тяжелую и легкую.

К тяжелой кавалерии относились кирасиры и драгуны, к легкой – гусары, уланы и образованные в декабре 1812 года конные егеря. Главная задача тяжелой кавалерии заключалась в том, чтобы, прорвав оборону противника, уничтожить его силы, действуя сомкнутым строем.

Основным элементом защитного вооружения кирасир, давшего название этому виду конницы, были кирасы – стальные доспехи, защищавшие грудь и спину всадника от ударов холодным оружием, от свинцовых пуль. Кирасиры носили колет – двубортный мундир фрачного покроя из белой кирзы, со стоячим цветным воротником. Гвардия была представлена Кавалергардским и Конным полками. На выставке можно видеть колет музыканта кавалергардского полка 1812 года.

Появление драгунских частей в Европе относится к середине XVI века, а уже в начале XVIII столетия в наиболее крупных армиях Европы насчитывалось в среднем по 45-50 драгунских полков. В начале наполеоновских войн драгуны составляли основную массу нашей регулярной конницы. В 1812 году драгуны, как никто другие, несли все тяготы войны. Они принимали на себя основной удар противника, как и армейские пехотные полки, сдерживали его, перемалывали его силы.

Даже обмундирование драгун было точно такое же, как и в армейской пехоте. Это объясняется тем, что драгуны создавались как конница, которая должна была уметь действовать как в конном, так и в пешем строю.

Легкую кавалерию составляли гусары и уланы. Первые гусары появились в середине XV века в Венгрии. Это были воины конных отрядов дворянского ополчения, созванного для защиты южных границ королевства от турецких набегов. Примеру Венгрии последовали и другие европейские государства. Аванпостная, сторожевая служба и рекогносцировка сил противника прежде всего возлагалась на гусар. На походе они неизменно шли в авангарде или арьергарде, прикрывая движение армии. Гусары были незаменимы в партизанских отрядах, действующих на коммуникациях неприятеля, неутомимы в преследовании его отступающих войск. В случае неуспеха они прикрывали ретираду собственной армии.

Традиционный гусарский мундир, в основе которого была национальная одежда мадьяр или южных славян, окончательно сложился в последние десятилетия XVII века. Основными его элементами были: доломан – короткая суконная куртка, расшитая на груди 15-ю рядами двойных шнуров, уложенных на углах завитками, с тремя рядами металлических пуговиц, узкие штаны-чакчиры и ментик – короткая зимняя куртка, отороченная мехом. В холодное время года ментик надевали в рукава. Гусарский мундир был очень нарядным, что лишний раз подтверждалось поговоркой, бытовавшей в то время: «Если хочешь быть красивым, поступай в гусары».

Уланы, как новый вид легкой кавалерии, сформировались в России в царствование Александра I. Головной убор улан, четырехугольный в проекции, напоминает польский национальный головной убор – конфедератку.

Экипировка улан не была столь пышной как у гусар, но стоила также дорого. Особым оружием улана была пика с цветным значком (флюгером). Уланы участвовали во всех сражениях Отечественной войны 1812 года, а Литовский и Польский уланские полки – в Бородинском сражении.

Кроме регулярной кавалерии в русской армии существовала иррегулярная конница, к которой относились казаки. Охрана и защита городов и окраин государства являлась определяющей чертой казачества. Они славились высоким боевым мастерством и военными традициями и потому играли большую роль в войнах. Во главе со своим атаманом М.И. Платовым казаки особенно отличились в сражениях Отечественной войны 1812 года и заграничных походах русской армии 1813–1814 годов.

Выставка «Русская кавалерия в наполеоновских войнах» состоит из трех разделов. Первый раздел дает общее представление о русской кавалерии первой четверти XIX века. Форма кавалеристов запечатлена на литографиях из альбома А.В. Висковатова, известного военного историка, занимавшегося историческим описанием одежды и вооружения российских войск, а также на рисунках наших современников В.Н. Бол-тышева и O.K. Пархаева.

Второй раздел посвящен событиям, происходившим в Австрии и Восточной Пруссии в 1805–1807 гг. Особого внимания заслуживают живописное полотно французского художника Л. Малеспины «Сражение при Прейсиш-Эйлау» и живописный портрет генерала Д. Д. Шепелева – шефа Гродненского гусарского полка. В 1807 году вместе со своим полком он отважно сражался при Гейльсберге и Фридланде, за что был пожалован золотой саблей «За храбрость» и произведен в генерал-майоры, а в 1812 году командовал гвардейской кавалерийской бригадой, состоявшей из лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков.

Заключительный раздел выставки рассказывает о событиях Отечественной войны 1812 года, главным из которых было Бородинское сражение, об изгнании противника из российских пределов и о победном вступлении союзных войск в Париж в марте 1814 года. Здесь представлены графические листы С. Карделли, В. Адама и Х.В. Фабер дю Фора, непосредственного участника похода в Россию 1812 года.

Выставку украшают живописные портреты военачальников, участников Бородинской битвы – главнокомандующего русскими войсками М.И. Кутузова, командовавшего войсками левого фланга П.И. Багратиона, скончавшегося от раны, полученной в генеральном сражении, и Д.В. Голицына, одного из лучших кавалерийских генералов своего времени, а также скульптурные портреты Великого князя Константина Павловича, шефа лейб-гвардии Уланского полка, и знаменитой «кавалерист-девицы» Н.А. Дуровой.

Раритетами выставки являются подлинные предметы обмундирования, оружия и амуниции русских воинов, среди которых особого внимания заслуживают доломан офицера лейб-гвардии Гусарского полка 1812 года, штандарт тяжелой кавалерии 1810-х годов и находки с Бородинского поля сражения 1812 года. Выставка дает яркое представление о русской кавалерии, прославившей себя в эпоху борьбы с наполеоновской Францией. Герои этой эпохи, овеянной романтикой подвига, живут в памяти потомков, запечатленные в произведениях изобразительного искусства и литературы.

Материал предоставлен Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником

Место
Музей боевой славы «Третье ратное поле России»
Телефон для справок
+7 (47242) 2-23-72

Новости по теме