Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Иосиф Райхельгауз: Актёры были убедительны, режиссёр профессионален

На малой сцене Белгородского драматического театра имени М. С. Щепкина прошёл дипломный показ спектакля «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе Семёна Злотникова. Свою работу на суд зрителей и творческой комиссии вынесла студентка 5-го курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Иосифа Райхельгауза), режиссёр Белгородского независимого театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк. В ролях – актёры БГАДТ им. Щепкина Надежда Пахоменко и Сергей Купчичев.

Белгородские зрители почти десять лет с неубывающим интересом смотрят одноимённую постановку, в которой заняты актёры молодёжного театра НС2. Казалось бы, что нового можно сказать в этой истории, как ты не задрапируй её режиссёрскими ходами, декорациями, костюмами?

Но вот в том-то и дело, что драматург создал историю любви и одиночества, а режиссёр Оксана Погребняк выстроила ещё одну, свою, новую, которую наполнили личным отношением к персонажам актёры Надежда Пахоменко и Сергей Купчичев…

Перед началом показа дипломного спектакля на Малой сцене БГАДТ прозвучала такая статистика: «В Белгороде в 2019 году заключено 7 700 браков, 4 400 расторгнуто». Как мы можем предположить, причины такой печальной картины кроются в непонимании супругов, неумении подстраиваться друг к другу.

Вот как раз и спектакль об этом: «мужчина с тонкой душевной организацией» пришёл в гости к «прагматичной женщине», оба хотят обрести тихое семейное счастье, но их понятия о счастливой жизни несколько отличаются.

История лирическая, драматическая, смешная, но на этот раз — до какой-то горечи. Проявилась вдруг такая жалость к героине, в которой соединились образы многих наших женщин — недолюбленных, одиноких, уставших угождать и прислуживать, но вновь готовых на самопожертвование, успешных в профессии (или нет, что ещё трагичнее), в одиночку воспитывающих детей.

Вот отсюда и стервозность героини (от отсутствия мужской ласки, ведь после объятий и поцелуев Дина Фёдоровна превратилась в совершенно другого, уже более адекватного человека), педантичность, желание показать себя хозяйкой положения.

Но суть проявляется на бессознательном уровне — мы видим, что она сама открывает штопором бутылку вина, а у романтического Виктора Петровича даже не возникает желания помочь ей. Он инфантилен и невнимателен, пока не готов взять на себя никаких обязательств. А после близких отношений ему вообще крышу снесло, суть его проснулась, оказывается, что он поэт и должен понять суть бытия!

Вот так происходит и в реальной в жизни, пока мужчины считают звёзды, женщины чистят сковородки. У Виктора Петровича явно преобладает духовная составляющая, у Дины Федоровны, наоборот, более земные потребности. И думаешь, какие мы бабы дуры: он готов сбежать в чём мать родила, лишь бы не жениться в ближайшее воскресенье, а ты обнимаешь и целуешь его башмак, который он оставил, готова всё простить, потому что успела полюбить его всей душой.

В финале наш герой возвращается, хотя его приход в какой-то степени удивляет, актёры так выстроили отношения этой пары, что разрыв казался неизбежным.

За полтора часа словно прошла вся их жизнь — от знакомства до любви, от любви до непонимания и ненависти. И вновь… к любви? Пусть будет так. Ведь нам всегда хочется счастливого конца и брызг шампанского…

Интересно, что мнения критиков и зрителей об увиденном на сцене разошлись.

«Всё смотрелось легко, зрители получали удовольствие, — отметила после спектакля театральный критик Анастасия Ефремова. — Пьеса про любовь на двоих нужна и востребована. Но я подумала, что может быть, нее надо её в наше время, может быть, интереснее был бы ретро-вариант? Сказать, что эта история на все времена, все-таки я не готова…»

По словам Анастасии, представить совместную жизнь героев невозможно (на сцене она увидела совершенно невыносимую, отвратительную тётку, которую хочется послать сразу, а герой — прекрасный мужик, обаятельный, классный, с юмором, за которого так и хочется замуж) и поэтому она не может приветствовать их воссоединение.

А кто-то отметил, что это не комедия, это наша жизнь. В результате — то ли марш Мендельсона начинать играть в финале, то ли включать вторую серию по выяснению отношений между мужчиной и женщиной — двух цивилизаций, двух космосов, противоположных полюсов планеты.

Но очевидно главное: тема спектакля — любовь и взаимоотношения мужчины и женщины — самая важная во все времена, «про любовь» будут смотреть всегда.

Поэтому, наверное, не столь важно, создаст режиссёр ретро-спектакль или перенесёт действие в современное время с мобильными телефонами и конфетно-фруктовыми букетами. Главное, о чём и как говорят герои, если актёры вдохнули в них живую душу.

Присутствовавший на показе дипломного спектакля художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», профессор ГИТИСа и педагог Оксаны Погребняк Иосиф Райхельгауз считает, что его студентка заслужила диплом с очень хорошей отметкой, отметив, что режиссёр профессионально и грамотно выполнила свою задачу.

«Я очень хорошо знаю эту пьесу невероятной сложности, у меня целая жизнь связана с ней, — сказал Мастер. Я её первым поставил, потом снял по ней телевизионный фильм, недавно после недолгого перерыва опять спектакль собрал… Первые гастроли моего театра „Школа современной пьесы“ состоялись как раз в Белгороде со спектаклем „Пришёл мужчина к женщине“, роли тогда исполняли Альберт Филозов и Любовь Полищук… Поэтому сегодня очень нервничал и волновался, я знаю, как должно быть, или как не должно…»

— Главное слово про спектакль Оксаны Погребняк — он очень убедителен… Артисты очень убедительны, я увидел живых людей. Партнёры слышат друг друга, это колоссальное качество. Основное достоинство этого спектакля — здесь не разыгрывается текст, это режиссёрское сочинение, — с удовлетворением отметил Иосиф Леонидович.

Дата публикации
28.01.2020 г.
Автор
Фото

Новости по теме