Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородский «ЦАД» — Театр показал премьерный спектакль «Спутники и кометы»

В последний день ушедшего лета в новом независимом театре города состоялась премьера постановки по пьесе молодого уральского драматурга Романа Козырчикова.

Жанр спектакля определила режиссёр Евгения Скирда — это трагифарс в чистом виде, так как мрачная история о возвращении главного героя в посёлок своего детства, где его ожидают только тяжёлые воспоминания, разбавлена лёгкими комическими приёмами в виде этюдов и импровизаций артистов.

«ЦАД» — Театр не имеет постоянной площадки, поэтому умело обыгрывает нетеатральные пространства. В этот раз чёрным ящиком театра послужило офисное помещение общественной организации Скорая молодёжная помощь. В своём режиссёрском решении Евгения Скирда предлагает зрителям вместе с главным героем посмотреть «фильм» из его прошлого, но на экране импровизированного кинотеатра появляются и другие персонажи.

В пьесе у главного героя нет имени. Автором он назван просто «Я», однако после просмотра спектакля понимаешь, что именно ты, зритель, и был этим «Я» на протяжении всего действия.
Привыкший к шуму города, герой без имени оказывается выкинутым из нынешней зоны комфорта на свою малую родину, затерявшуюся где-то в провинции. Всё здесь напоминает о трагедии в его жизни — смерти друга. Открыв настоящую музыкальную шкатулку, «Я» выпускает на суд зрителей все свои потаённые мысли, связанные с прошедшими событиями.

Разговоры с мамой, с подругой детства Аней, с другом Олегом всегда сводятся к больному вопросу: «Ты после похорон не был ведь здесь?» Подобная цикличность напоминает произведение Рэя Брэдберри «Вино из одуванчиков». Только вместо «закупоренного в бутылку лета», словно джин из волшебной лампы, здесь вырываются воспоминания.

Тяжёлые, похожие на пауков из странных сказок, они сменяются светлыми и тёплыми впечатлениями из детства. И вот уже перед глазами появляется деревенская печь, которая согреет и принесёт уют в любую погоду, а печенье, купленное в дешёвом магазине на углу, из маминых рук становится самым вкусным на свете.

Не случайно на главную мужскую роль режиссёр выбрала актрису (Александра Мартымьянова) — это сделано с целью более эмоционально представить скорее свойственные женской природе чувственность, тонкость и хрупкость душевной организации «Я», его воспоминаний.

В финале постановки зрителю даётся намёк: возможно, всех этих воспоминаний и не существовало, возможно, всё это — рефлексия героя, его попытка осознать себя и своё прошлое. Ведь у каждого из нас есть свой скелет в шкафу, который не даёт нам покоя. Постоянно, на протяжении всей пьесы повторяющаяся мантра: «Молчи, память» в конце не срабатывает. Душа главного героя оголяется, случается очистительный катарсис, а былое, наконец, им пережито и отпущено.

Роль стареющей матери в спектакле исполняет молодая актриса «ЦАД» — Театра Анна Кривцова. Развитие её персонажа ступенчато: сначала она болеющая, еле ходящая женщина, а потом, живая, жизнерадостная, суетящаяся вокруг приехавшего сына.

Артём Тесленко предстаёт перед зрителями в образе друга детства Олега, а также… подруги главного героя (Ани) и матери погибшего друга (Тани) — комичность этих моментов органично вписывается в постановку и разбавляет тяжёлый текст автора.

Спектакль «Спутники и кометы» похож на сеанс психотерапии, посетив который, вы точно сможете если не разобраться в себе полностью, то хотя бы обозначить точку начала пути.

В этом месяце премьеру можно будет увидеть на двух разных площадках: 22 сентября в штабе Скорой Молодёжной Помощи, а 29 сентября в помещении Театральной студии Альтер Эго.

Дата публикации
02.09.2019 г.
Автор
Фото