Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Кто такой антрепренер и что он делает в театре?
Антрепренер - это слово все чаще встречается в общеупотребительной лексики театралов, так кто же такой антрепренер, чем он занимается и кто начал эту практику?
Cовсем недавно считали, что профессия антрепренера ушла в историю и, что она не нужна современному театру. Но такие взгляды существовали во времена Советского союза, когда все было государственным и общим. Не нужно было никому беспокоиться о прибыльности театра, цирка, об этом думало государство.
Сейчас снова вернулась потребность театров в хорошем антрепренере. Так чем же занимается этот человек?
В переводе с французского это слово переводится как «предприниматель», то есть это владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театр, цирк). В Италии антрепренеров называют импресарио, в Англии – менеджерами, а в Америке – продюсерами.
Француза Л. Эпероньера можно считать одним из первых антрепренеров в истории, он впервые заключил трудовой договор с актрисой М. Фере в середине XVI века (в 1545 году).
Антрепренеров можно разделить на две категории:
— те, которые относились к театру как к бизнесу и источнику дохода. Таким был Филип Хенсло, современник Шекспира. Он был очень крупным лондонским театральным предпринимателем, ему принадлежали такие театры, как «Фортуна», «Роза» и «Надежда». Цены на билеты в театр были так же коммерческими.
— те, которые видели в театре кроме широких финансовых возможностей и место для творчества. Это такие, как Джеймс Б. Бёрбедж (1530-1597) и его сын великий в то время актер Ричард Б. Бёрбедж (1567-1619). Они руководили театрами «Глобус», «Театр», «Блэкфрайерс». Кроме них к таким антрепренерам можно отнести Мольера, выдающегося драматурга, режиссера и актера и, конечно же, выдающегося в свое время английского актера Дэвида Гаррика (1717-1779).
В России антрепренеры появились только XVIII веке, но это были настоящие профессионалы своего дела – настоящие сподвижники театрально искусства. Один из известных Карл Книппер, который работал в Петербурге в 1779-1783 годах и создал Деревянный театр на Царицынском лугу. В этом театре работала театральная труппа под управлением И.А. Дмитриевского. Именно здесь впервые сыграли пьесу Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Кроме этого Россия подарила миру целую плеяду талантливых антрепренеров. Таких как Н.И. Собольщиков-Самарин, А.А. Расказов, А.А. Бренко, Н.Н. Синельников, С.П. Дягилев и другие. Последний раскрыл таланты многих российских и украинских актеров, танцоров и показал их миру.
Одним из его открытий стал П. Лифарь – знаменитый танцовщик, успех которого прогремел по всей Европе. Его исполнение роли Икара без аккомпанемента завораживал и поражал публику. Не отставала и афиша Москвы, которая тоже радовала зрителей спектаклями с участием антрепренеров.
В театре очень многое зависит от антрепренера: и жалованье актеров, в выбор здания, в котором будет выступать труппа, и создание декораций, костюмов, и распространение афиш, стоимость билетов в театр, и расписание маршрута гастролей и многое-многое другое. А иногда и успех спектакля.
- Дата публикации
- 13.09.2009 г.