Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Малая Третьяковка» в Белгороде

С 23 марта в Белгородском художественном музее работает выставка «Времен связующая нить» из собрания Таганрогского художественного музея. Это первое знакомство белгородцев с собранием «Малой Третьяковки», как называют Таганрогскую коллекцию в музейном сообществе.

У истоков создания художественной коллекции Таганрога стоял А. П. Чехов. Благодаря его хлопотам в 1898 году из Петербургской Академии художеств были переданы более 40 произведений. За 120 лет своего существования фонды Таганрогского художественного музея выросли до более чем 7 тысяч экспонатов.

Выставка «Времен связующая нить» демонстрирует путь, который прошло русское изобразительное искусство: от первых портретов XVIII века, еще мало отличающихся от парсун, до живописных импрессионистических исканий художников рубежа веков и эстетики модерна. Зритель увидит стилистическое и жанровое разнообразие, которым так богато русское изобразительное искусство XIX века.

Прослеживая развитие портретного жанра, можно увидеть, как изменяются эстетические запросы общества, отношение художника к модели, развивается живописная традиция.

Как и вся история искусства, экспозиция этой выставки начинается с неизвестных художников и созданных ими неизвестных образов. Впрочем, эти работы очень типичны и весьма красноречиво рассказывают и о людях, недавно ступивших на путь светской жизни, и о русской живописной школе, только примеряющейся к светскому искусству.

«Портрет молодого человека» при угловатости и плоскостности формы, неуверенном построении фигуры сохраняет искренность в отношении художника к своей модели.

В «Портрете дамы в чепце» мастер одинаково внимателен и к персонажу, и к его окружению. Портрет, явно созданный для провинциальной семейной галереи, прежде всего, должен был говорить о статусе изображенной дамы, поэтому художник старательно выписывает атласное платье, дорогую кашемировую шаль, тонкий ажур кружев на чепце, пока еще не углубляясь в психологическую характеристику образа.

Подобное любование деталями, только с сентиментальным флером, угадывается в «Портрете девушки» А. Тыранова. Романтический парк со скульптурой на дальнем плане, мечтательная поза и милый букетик цветов — все это должно дополнить очарование юной барышни и сообщить зрителю о чистоте и поэтике ее помыслов. И, хотя история умалчивает имя девушки, очевидно, что это изображение конкретного человека.

Во второй половине XIX века с ростом демократических настроений в обществе героями художественных произведений становятся люди самых разных сословий. «Старик с книгой» В. Перова, «Голова болгарки» К. Маковского, «Крестьянская девочка в красном переднике» И. Прянишникова, «Старуха» В. Штемберга — портреты-типы, сохранившие не столько лица конкретных людей, сколько лик целой эпохи. Кроме того, каждое полотно — это еще и история жизни самой картины.

Так «Старуха» — одно из первых поступлений в музей, переданных из Академии художеств, а «Крестьянская девочка в красном переднике» — по счастливому стечению обстоятельств невредимой вернулась из Германии…

«Портрет Е. Ю. Зак» кисти И. Крамского — такой же статусный портрет, что и «Дама в чепце», только спустя сто лет, когда художник не только виртуозно пишет все признаки состоятельности, но и выступает тонким психологом. Внимательный зритель увидит цельную, замкнутую, немного чопорную даму строгого нрава. Такими типажами изобилует русская классическая литература.

За «Портретом О. Г. Монасевича» написанным С. Сориным, стоит целая галерея подобных ему самоуверенных дельцов, хозяев жизни. Горделивая осанка, взгляд свысока, монолитная фигура, упакованная в черный сюртук и пальто — это портрет целого поколения, безвозвратно, ушедшего в прошлое.

На двух картинах «Весна» Ф. Сычкова и «Портрет молодой женщины в шляпе» А. Леонтовского, созданных в начале XX века предстают замечательные в своей непохожести женские образы. Открытый, весь как на ладони, образ девушки на фоне цветущего дерева в картине Сычкова, как будто предвосхищает соцреалистичесую программу, в то время как женщина в шляпе Леонтовского — олицетворение тайны.

Мягкая, пастозная живопись усиливает неопределенность, а вместе с ней и притягательность этой небольшой работы. Творчество этого художника мало изучено, и ему еще предстоит занять достойное место среди выдающихся имен.

На выставке прослеживается и расцвет различных типов пейзажного жанра. Картина А. Боголюбова «Озеро в горах» написана тонко с явным «итальянским акцентом». В то время как «Пейзаж с рекой» А. Саврасова — непримечательный мотив, в котором главное — его обычность, незатейливость, но за типичностью которого, скрывается рассказ о состоянии природы, созвучном с состоянием русской души.

Украшением выставки стало полотно И. Айвазовского «Закат на море». Мастер демонстрирует все свои авторские находки: рдеющий закат, световую дорожку на воде, буйные облака, волнующееся море и удивительно материально написанную водную толщу. Однако за яркими эффектами кроется и философский смысл, который всегда присущ картинам Айвазовского. Потерпевший крушение корабль, выброшенный на берег — знак закончившейся жизни, а убегающий вдаль парусник, как и победа солнечного света над темными тучами — символ надежды.

Чем ближе к рубежу веков, тем больше внешняя красивость пейзажа сменяется его одухотворенностью, эмоциональностью. Живопись становится цветоносней, обобщенней и раскованней. Она утрачивает повествовательность, но становится более выразительной и эмоциональной.

Море в пейзажах Н. Дубовского написано не менее материально, но с использованием иных живописно-пластических приемов, нежели в работах художников первой половины XIX века. А пейзажи И. Грабаря, Л. Туржанского, К. Коровина — это триумф живописи, когда художник преображает действительность и переводит рассказ о ней на язык цвета.

Любителей жанровой живописи выставка также не оставит равнодушными. Зритель увидит и сценки домашнего уюта (А. Бобров «Проказы кошки», К. Савицкий «Бабушка и внучка»), и произведения на острые социальные темы (К. Савицкий «Проводы рекрутов», В. Маковский «Крах банка») и даже картину батального жанра (Б. Виллевальде «Они попали в плен»).

Нить времен, протянутая в экспозиции выставки, соединяет не только разные живописные течения и поколения художников, но и объединяет два музея Белгородский и Таганрогский, обещая в будущем новые совместные творческие проекты.

Дата публикации
27.03.2018 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме