Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Семейные истории в художественном музее

С 25 ноября в Белгородском художественном музее работает выставка «Портрет семьи» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург), второй совместный проект, ставший возможным благодаря поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках фестиваля искусств АРТ-ОКНО.

Семья — это основа основ. Все начинается в семье — жизнь человека, его история, отношение к миру, привычки.

Выставка «Портрет семьи» — это не только двухвековой живописный экскурс в историю изобразительного искусства с особенностями пластического языка и эстетики каждого периода, но и рассказ о традициях и быте, об изменении нравов и нравственных ориентиров. Временные рамки выставки охватывают период с первой половины XIX века до конца XX.

Открывают экспозицию парные портреты супругов Арбеневых кисти Владимира Боровиковского. Изображенные на разных холстах, они объединены композиционно, так что даже расположенные на разных плоскостях портреты воспринимаются как единое целое. Виртуозная манера письма Боровиковского, сдержанная в трактовке фигуры генерала Арбенева, как и дОлжно для создания образа доблестного воина, в портрете его супруги Марфы Ивановны переливается перламутровыми розовато-жемчужными оттенками.

«Семейный портрет» Федора Толстого являет собой еще одну разновидность этого жанра: портрет в интерьере. Скульптор, медальер, миниатюрист Федор Толстой создает тонко написанный, подробный портрет своей семьи и дома. Будучи поклонником классики, Толстой и членов своей семьи выстраивает, как на античном рельефе. В меру аскетическая обстановка, наличие в доме произведений живописи и скульптуры недвусмысленно говорят о вкусах и увлечениях этой семьи.

На выставке представлено несколько семейных портретов в интерьере, а также жанровых сцен, повествующих о радостных и тяжелых моментах жизни. Среди них «Семейный раздел» передвижника Василия Максимова.

Художник обращает внимание на проблему своего времени — невозможность разделить большое крестьянское хозяйство и отделиться молодой семье. Выходец из крестьянской среды, живописец и сам был свидетелем подобной сцены. С беспощадной честностью Максимов создает образы алчных родственников, не желающих расставаться с нажитым и опустившихся до мелочной дележки.

Беды не выбирали сословий, и у дворянства их тоже хватало. «Раздел наследства» Николая Лосева иллюстрирует историю о том, что зачастую в наследство доставались долги. Художники второй половины XIX века подробно и правдиво воссоздают обстановку, тщательно прописывают детали, сообщая множество интересных подробностей быта.

Картина Алексея Корзухина «Бабушкин праздник» изобилует мелочами. Художник любуется и уютным убранством гостиной с непременными комнатными цветами и портретами на стене, и вазой с букетом в лучах пробивающегося из окна солнца, и гостями с подарками, чинно ожидающими своей очереди, и маленьким мальчиком, спешащим преподнести бабушке свой нехитрый дар, складывая все эти детали и подробности в единую благостную картину.

Особое место в экспозиции занимают портреты матерей с детьми. Парадный портрет М. Я. Нарышкиной с детьми, написанный художником английского происхождения Джорджем Доу — повод вспомнить о блестящей светской красавице, из-за которой благородные поклонники дрались на дуэли, которая была знакома с Пушкиным, и после гибели оставалась его ярой защитницей.

Селфи на фоне уникальной выставки из собрания Русского музея

При этом, по воспоминаниям современников, Мария Яковлевна была всегда молода душой и играла со своими детьми как старшая сестра. Художник мастерски раскрывает каждую из черт ее характера: светская дама для посторонних — для своих детей она ласковая мать, и их отношения лишены любых условностей.

Настоящим апофеозом материнства служит «Портрет А. П. Ге с детьми». Николай Ге, вдохновленный лучшими образцами итальянского Возрождения, пишет портрет жены с сыновьями, композиционно схожий с сюжетом «Мадонна с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем». Его картина — не стилизация, это взгляд любящего человека сквозь призму возрожденческой традиции обожествлять земную женщину, видеть в своей избраннице черты Мадонны.

Выставка поведает многие семейные истории, то трагичные, то сентиментальные, то курьезные и забавные. Каждый изображенный человек — это история жизни, которая так или иначе вплетается в историю страны.

Семейные портреты советской эпохи разительно отличаются от дореволюционных. Этот жанр практически перестает существовать, трансформируясь в картину на семейную тематику. Меняются отношения в обществе, что влечет за собой смену отношений и в семье.

Теперь это содружество равных, рука об руку идущих к великой цели — так говорит идеология. Но что бы ни декларировало государство, во все времена семьи создаются по любви. Именно таким союзам художники посвящают свои полотна.

Трогательны и возвышенны отношения персонажей Кузьмы Петрова-Водкина. Название картины «Весна» обретает многозначность, это и пробуждение природы, и зарождение чувств. Особая пластика, и иконная условность художественного языка придают сцене космичность и невесомость. Высокий холм — олицетворение высоких чувств, поднимающих влюбленных над действительностью.

Подобный композиционный прием используют Евсей Моисеенко («В Старой Ладоге. (Автопортрет с женой)») и Дмитрий Жилинский («Семья художника. Чернышевы»). Перед зрителем предстают люди по-настоящему близкие, связанные духовными узами, не нуждающиеся во внешней красивости. Это духовное родство позволяет им и в зрелые годы все так же парить над миром.

На выставке «Портрет семьи» есть все этапы жизни семьи: от робких свиданий (К. Петров-Водкин «Весна»), образования семьи (Д. Мочальский «Молодожены-целинники»), рождения ребенка (Ю. Кугач «Первенец», В. Иванов «Человек родился»), радости зрелого материнства (Ю. Межиров «Сыновья») до ностальгических воспоминаний о былом (А. Романычев «Отец и мать. 1918 год») и иронических реконструкций (А. Петров «Семейный портрет»). Порадует выставка и разнообразием живописного языка.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — писал Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина». Выставка «Портрет семьи» показывает, что все счастливые семьи действительно похожи.

Проходят десятилетия, века, меняется обстановка, наряды, но пластическое выражение счастливого семейства остается неизменным. Все так же нежно обнимают матери своих детей, так же трогательно жены льнут к своим избранникам, и так же каждая семья стремится запечатлеть себя в момент благоденствия, любви, счастья, чтобы таковой и остаться в веках.

Выставка продолжит свою работу до 25 февраля 2017 года. Приходите в музее всей семьей!

Дата публикации
27.11.2017 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме