Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Живописные притчи августа

25 августа в Белгородском художественном музее открылась персональная выставка живописи Игоря Понкратова «Притчи августа». Открытие сразу вышло за рамки официальной церемонии. Зрителей встречали авторские открытки с маленькими эссе и размышлениями художника на самые разные темы.

На 25 прозрачных шарах мысли в буквальном смысле витали в воздухе: достаточно было протянуть руку, чтобы приобщиться к ним.

Посетители с воодушевлением бродили в «лианах» творческих откровений и бытовых наблюдений художника, и это не просто раскрывало образ творческого человека, но создавало совершенно особенную атмосферу, позволяющую зрителю настроиться на правильный лад для восприятия живописи.

Август — уже не лето, но еще не осень, его колорит — уже не зелень, но еще не золото листвы. Именно он определил цветовую доминанту выставки.

Охристый оттенок жухнущей, сухой травы присутствует в большинстве полотен экспозиции. Игорь любит пору сенокоса и хорошо знает все этапы этого процесса: мерный шаг косаря, свист косы, шорох укладывающейся в ряды травы и вечную повторяемость движений, приобретающие в серии «Косарики» образ целого жизненного цикла.

На четырех полотнах этой серии разворачивается неспешное повествование. На первом холсте художник создает образ поля, трудовой нивы косаря. На следующих двух показывает его работу, когда человеку важно установить правильный темп, соразмерный биению его сердца, выработать определенный ритм. Последнее полотно серии — возвращение, радостный танец после завершения трудной работы.

Отметая реалистические подробности, художник концентрируется на главном — на ритме, заданном крупными живописными плоскостями, завышенным цветом, схематическим изображением движений и жестов. Знаковость живописно-пластического языка на картинах Понкратова превращает сенокос из бытовой сцены в ритуальное действо.

Смысловым, но не живописным продолжением серии «Косарики» служит картина «Косим травы, потом пьем с ними чай». От тонкого голубоватого колорита веет фресковой прохладой. Игорь закончил монументальное отделение Харьковской академии дизайна и искусств, поэтому его эксперименты с различными фактурами и живописной поверхностью не случайны.

Так в картине «Косим травы, потом пьем с ними чай» в акриловую живопись вплетается аппликация из остатков акриловых красок на палитре. Яркие мозаичные вставки смотрятся самоцветами на матовой поверхности холста и придают картине праздничную декоративность.

Особым живописным языком в экспозиции выделяются «В поисках колыбели» и «Бегство трех поколений в Египет». По признанию самого художника эти работы написаны стремительно, меньше чем за час. Картина складывается в воображении сама, и когда она готова, остается взять кисть в руки.

Но, сокрушается художник, почему-то такие работы получаются только на картоне. Перед холстом возникает чувство особой ответственности, не позволяющее, так «легкомысленно» относиться к написанному.

Игорь Понкратов — художник-философ, преображающий действительность и постоянно размышляющий над жизненными истинами. Каждое поколение художников изображает прародителей человечества. Образы Адама и Евы меняются в зависимости от эпохи, страны, возраста художника.

Понкратов тоже пишет Адама и Еву, перекладывая вечный сюжет на современный язык. Всегда вместе и всегда врозь, объединенные одним холстом, но разделенные живописными плоскостями — перед зрителем иллюстрация современных отношений между мужчиной и женщиной. Но, пребывая в идеальном возрасте и идеальном состоянии, они бестелесные и вневременные, как боги.

Творческие эксперименты Понкратова близки к исканиям художников-авангардистов 20-х годов прошлого столетия. Подобно им, Игорь обращается к знаковой системе иконописи, черпая в ней отношение к цвету, силуэту, заимствуя способы создания условного неземного пространства.

Все это ясно прочитывается в полотне «Блудный сын»: в пейзаже с типично иконными горками, в обратной перспективе геометрических форм, в плоскостности. Вместе с тем, художник по-авангардному смело утрирует движения людей, что позволяет довести эмоциональный накал до максимума. В изломанной, неестественно выгнутой фигуре сына прочитывается и смятение, и отчаяние, и просьба о прощении. Обнимающий сына, словно замыкающий в спасительный сакральный круг, отец дарит это прощение.

Внимательному зрителю выставка «Притчи августа» поведает много интересного. Художник абсолютно честен и открыт перед зрителем. Но говорит он на метафорическом, образном языке.

Стоит чуть-чуть отстраниться от ежедневной суеты, и вам откроется волшебный мир свободной творческой мысли, вся мудрость августа и притч, рассказанных художником.

Дата публикации
27.08.2017 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме