Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Световые иллюзии Юрия Болотова

В преддверии 60-летнего юбилея старооскольского живописца в Белгородском государственном художественном музее открыта выставка малого формата «Световые иллюзии Юрия Болотова».

Юрий Иванович Болотов родился 24 апреля 1957 года в селе Головище Курской области, окончил Бутурлиновское педагогическое училище, затем художественно-графический факультет Курского педагогического университета. После службы в армии с 1981 года живет и работает в Старом Осколе.

Живописец заявил о себе во второй половине 1980-х гг. участием на областных выставках в Белгороде. На этих ежегодных художественных смотрах картины Юрия не толь¬ко не терялись среди разнообра¬зия живописных и графических работ, но и заметно выделялись яркостью колористических реше¬ний, повышенной насыщенно¬стью цвета.

Уже тогда отчетливо проявилась приверженность автора и определенным жанрам (бытовому, портрету, особенно пейзажу) и определённой живописно-пластической системе, близкой по эмоциональной реакции на цветовую природу сюжета, пленэрной трактовке мотива к живопис¬ному методу импрессионистов.

В «спектре» отечественного изобразительного искусства середины 1980-х гг., направленного в первую очередь на индустриально-аграрные достижения страны тех лет, «камерные» работы Юрия Болотова неизменно притягивали внимание зрителя простотой и бесхитростностью мотивов повседнев¬ной жизни, поэтически увиденной, словно сквозь потоки солнечного света.

Одна из работ этого периода — «За околицей» — представлена на выставке. Контрастируя с полотнами последних лет, она наглядно демонстрирует поступательное развитие творческого метода художника, неустанность живописных поисков на пути его реализации.

Сегодня член Союза художников России Юрий Болотов — постоянный участник выставок самого разного уровня, российских и международных пленэров, лауреат и дипломант многих конкурсов, в том числе: международных выставок-конкурсов «Прохоровское поле», Белгородского Открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника РСФСР Косенкова С.С., областного конкурса в области изобразительного искусства «Сергий Радонежский».

Из многочисленных поездок по стране художник привозит много этюдного материала — основу будущих картин на тему русской старины: православной русской архитектуры, уходящего из сегодняшней жизни крестьянского быта. Небольшая часть произведений, созданных за последние три года, представлена на выставке «Световые иллюзии Юрия Болотова» — серия крымских пейзажей, полотна, исполненные по натурным впечатлениям, привезенным с пленэров по Золотому кольцу.

В этих работах в экспрессивной, широкой манере, художник стремительными уверенными мазками кисти свободно моделируют форму насыщенным цветовым пятном. Натура трактуется автором в большей степени от личного видения цвета, нежели от реакции на сам природный мотив.

В стремлении к повышенному эмоциональному образу произведений Болотов намеренно создает конфликт больших колористических масс — звучных, подвижных, живущих напряженной жизнью новой реальности.

Художник, плодотворно работая в излюбленном жанре пейзажа, найдя свою тему, неизменно разрабатывает и совершенствует живописную авторскую концепцию. Светоносный цвет, как самоценная и основополагающая база в формировании всех элементов живописного пространства, стал для Юрия Болотова ключом к познанию и отражению мира, что особенно видно в серии «Святые места России».

Квинтэссенция этого цикла — картина «Неугасимый свет», посвященная памяти Преподобного Сергия Радонежского в год его 700-летия — также создана по впечатлениям от творческой поездки в Троице-Сергиеву Лавру.

Она воплощает образ древнего православного монастыря, увиденного художником на рассвете летнего дня в 2014 году. В данной работе живописец еще более активно ищет пластическое решение архитектурного пейзажа, отличное от натурно-реалистического.

В колорите смело противопоставляется горящее «золото» небесной тверди сложной игре насыщенных оттенков розового, сиреневого, пурпурного, синего в архитектуре рукотворного храма. В осмыслении «неугасимого света», как божественной субстанции, цветовое решение работы Ю. Болотова воспринимается уже не случайным живописным экспериментом, а глубоко осознанным пониманием православной русской традиции, отсылающей нас к семантике цвета в русской иконе.

Экспозиция «Световые иллюзии» — это не подведение итогов к очередной дате, но, скорее, убедительное свидетельство зрелости мастера, не успокаивающегося на достигнутом, а находящегося в неустанном поиске все новых и новых выразительных средств на пути к совершенству художественного образа.

Дата публикации
29.03.2017 г.
Автор

Топ новости