Новости и обзоры событий культурного Белгорода



От реализма к импрессионизму с Третьяковкой

5 декабря в Белгородском художественном музее открылась выставка «От реализма к импрессионизму» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Впервые Третьяковка стала гостьей нашего города.

53 полотна русских живописцев обозначат зрителю путь, который прошло отечественное изобразительное искусство на рубеже XIX-XX веков, зримо являя не только изменения в восприятии цвета и света, но и мировоззренческие метаморфозы.

Ведущим и даже формирующим стилем отечественной культуры второй половины XIX века стал реализм. Его повествовательная основа, внимание к деталям, стремление к сюжетности и даже назидательность оказались близки для русского восприятия. Именно поэтому реалистическое искусство продолжает оставаться в нашей стране столь востребованным на протяжении столетий.

Импрессионизм же, рожденный в 1870-х годах во Франции, унаследовал всю легкомысленность своей родины. Художники, объединившиеся под знаменем импрессионизма, не разрабатывали сложных тем, уклонялись от окончательных выводов и не желали наставлять и поучать. Им не важно было, ЧТО они говорят, важно было — КАК. Зачастую имел смысл только живописно-пластический язык, декоративные особенности поверхности холста, вибрация цвета, иллюзия, а иначе как можно остановить мгновение, запечатлеть движение света и сиюминутную изменчивость природы?

Париж, который стал в это время европейским художественным центром, манил молодых русских художников. Цветовые находки французских коллег впечатляли и дарили новый камертон для палитры. Однако на русской почве импрессионизм обрел свое неповторимое звучание, объединив колористические поиски со смысловой наполненностью.

Ранее других импрессионистические ноты зазвучали в пейзажной живописи. А. К. Саврасов — первый художник, обратившийся за вдохновением к родной природе, призывал своих учеников выходить из душных стен мастерских наблюдать подлинную жизнь природы. Его пейзажи («Летний пейзаж с дубами» и «К концу лета на Волге») — это обычные русские виды, с их неброской красотой и нежной поэтичностью. Художник только нащупывает верные сочетания цвета, немного страшась яркости, приглушая звучание цвета.

Творчество В. Г. Перова — представителя передвижников, известного своими жанровыми произведениями на острые социальные темы, на выставке представлено картиной «Птицелов». Будучи сам страстным рыбаком и охотником, Перов точно передает состояние двух птицеловов: дедушки, манком подманивающего птиц, и мальчика, захваченного интересным действом. Пейзаж трактован тонально, однако, неуловимое, мимолетное движение света все-таки касается ветвей деревьев и травы.

Свой путь от скрупулезного, по научному педантичного изучения природы с «ощупыванием» кистью каждой травинки, к обобщенной, во многом этюдной живописи проходит в своем творчестве И. И. Шишкин. «Летний день» — это живописный рассказ о запутавшихся в листве деревьев солнечных бликах, об их прихотливой игре на тропинке, поверхности лесного ручья. Женская фигурка вносит в пейзаж элементы жанра, оживляя его.

Тему лирического пейзажа продолжает И. И. Левитан. Его хрестоматийное произведение «Березовая роща» и менее известное, но не менее одухотворенное «Цветущие яблони» — это ода свету. Минимально используя темные краски, но вводя звонкие цветосочетания, художник добивается яркого звучания небольших по формату картин.

В «Березовой роще» мастеру удается передать зрителю ощущение летнего марева, влаги тени и даже аромат лесных цветов, которые он пишет, легкими касаниями кисти по холсту. В «Цветущих яблонях» — молодой сад, изображенный в пору цветения, становится олицетворением юности, жажды жизни.

Тема света, способы его изображения волнует многих художников. Путешествия в экзотические солнечные страны тоже вносят свой вклад в копилку впечатлений художников. Так, В. Д. Поленов из поездки по Греции и Ближнему Востоку привозит этюдные работы, ставшие откровением для молодых художников.

Он находит те верные сочетания красок, которые дарят работам поразительную светоносность, заново открывая богатые возможности масляной живописи («Парфенон», «Харам-эш-Шериф»). «Всадник в Джайпуре» В. В. Верещагина продолжает ряд восточных впечатлений русских художников. Белоснежные одежды людей, богатое, шитое золотом убранство коня на фоне пронзительно синего неба написаны мелким пастозным мазком. Художник настолько верно подобрал ключ к изображению яркого, безжалостного южного солнца, что кажется, он сам и создает этот свет в своей картине.

Одной из жемчужин выставки стал пейзаж В. Д. Поленова «Московский дворик». Это первый вариант картины, находящейся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и любимой многими поколениями с детства. Картина, представленная на выставке — «чистый» пейзаж, в котором художник любуется высоким небом, в котором так и звучит звон колоколов. Зеленью травы, белизной усадьбы, золотом дорожки, пересекающей дворик, мастер создает особое состояние ясности, чистоты внешней и внутренней.

Помимо живописных поисков русских художников не оставляют равнодушными изменения, происходящие в обществе. «В парке», «Комната в имении Брасово» С. Ю. Жуковского, «Угасающий день» И. Э. Грабаря, «Зал старого дома» В. А. Серова и еще ряд живописных произведений выставки посвящены ностальгии по уходящей эпохе, по увяданию усадебной культуры.

Художником, возглавившим движение русской живописи от реализма к импрессионизму, по праву считается И. Е. Репин. «Осенний букет» — прекрасный пример реалистической живописи с вкраплением импрессионистических приемов, в то время как «На меже» буквально цитата картины Клода Моне «Маки».

Репин не скрывал своей очарованности творчеством французского мэтра. Однако в русском прочтении, при всей солнечности и мягкости, есть обязательная смысловая нагрузка, которая придает всей работе весомость. Обе работы автобиографичны. В работе «На меже» Репин изображает свою супругу Веру Алексеевну с дочерьми Верой и Надей и идущую вдали няню с младшим сыном Юрой на руках. Маленькая девочка в белом платьице — это Вера, предстающая перед зрителем на картине «Осенний букет».

Еще один нежный, согревающий душу детский образ выставки — «Портрет Лели Дервиз» В. А. Серова. Написав в 22-летнем возрасте знаменитую «Девочку с персиками», Серов наметил программу будущего творческого пути — писать отрадное, то, что будет радовать глаз и сердце.

«Портрет Лели Дервиз» полностью укладывается в эту программу. Художник пишет портрет мягко, избегая четких контуров, как бы немного растворяя модель в воздухе и на солнце. Мастер уважает детскую серьезность и сосредоточенность, избегая в созданном детском образе сентиментальности.

Самым последовательным русским импрессионистом является К. А. Коровин. В своих произведениях он создает музыку цвета. Пожалуй, он единственный из плеяды своих современников, кто не задумывается о важности сюжета. Он видит окружающую его действительность как цветовой калейдоскоп, который переводит на язык красок и гармонично укладывает их на холсте.

Его кисть спешит запечатлеть мгновенно меняющиеся состояние природы и цветовые сочетания, потому поверхность холста немного небрежная, размашистая, но всегда легкая и очень динамичная («На юге Франции», «Париж утром»). Отрадно сознавать, что ради белгородской выставки полотно «На юге Франции» сняли из постоянной экспозиции Третьяковки.

Народная тема, волнующая передовые умы и обретающая популярность в изобразительном искусстве на рубеже веков, представлена на выставке произведениями К. Ф. Юона «Сельский праздник», А. Е. Архипова «В крестьянской избе», Ф. А. Малявина «Вихрь», С. А. Виноградова «У часовни».

В отличие от передвижников, заостряющих социально-общественные противоречия, художники младшего поколения видели в народе источник живой, здоровой энергии. Их восхищала логичность крестьянского жизненного уклада, гармоничное сосуществование с природой, ее циклами, своеобразная грубоватая эстетика народных гуляний.

Настоящим гимном русской удали звучит эскиз к картине «Вихрь» Ф. А. Малявина. Мощное движение девушек в красных сарафанах, кажется, вот-вот вынесет их за пределы холста. В этой картине и широта души, и задор, и безудержность, которые совсем скоро наберут катастрофические обороты и, подобно природному вихрю, пронесутся над страной, сметая все на своем пути (картина написана в 1905 году).

Но пока для художника этот танец — завораживающее, почти шаманское движение красного, то ныряющего в тень бордово-коричневых оттенков, то светящегося на солнце кумачовыми широкими мазками, на фоне насыщенной зелени почти условного пространства.

Французский импрессионизм, как и каждый большой стиль, прокладывал дорогу в изобразительном искусстве разных стран. Его русский брат-близнец во многом имел свой путь и характер, с которыми и знакомит выставка «От реализма к импрессионизму».

Выставка продлится до 12 марта 2017 года и станет интересна широким слоям населения.

Дата публикации
07.12.2016 г.
Автор

Новости по теме