Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Русский музей в Белгороде

На протяжении трёх ближайших месяцев белгородцы имеют возможность наслаждаться произведениями из коллекции Русского музея (Санкт-Петербург). В рамках проекта «Достояние музеев России — белгородцам!» в Белгородском художественном музее открылась выставка «Веков связующая нить. Три века русской живописи».

Сегодня благодаря Интернету мы можем совершать виртуальные экскурсии по любым музеям мира, но ничто не заменит живого общения с произведениями искусства. Именно подлинники позволяют увидеть не только сюжет, но и проследить за каждым движением кисти художника, рассмотреть фактуру живописного слоя, каждую трещинку на его поверхности.

Иногда это напоминает знакомство с красивым пожилым человеком, чьё лицо морщинки только облагораживают. И, наконец, только подлинники способны сквозь века пронести и передать частичку авторского тепла и энергии.

Нынешняя выставка — это невероятная концентрация художественной информации, многоголосный хор, в котором чьи-то голоса узнаются сразу, а к чьим-то мы только прислушиваемся.

Выставка не только рассказывает о том, как зарождалась русская живописная школа, но и даёт объёмную картину жизни, интересов и чаяний России XIX – начала XX века.

Посетители музея смогут проследить развитие пейзажной живописи: от первых ведут (городской пейзаж) – Максима Воробьёва и Фёдора Алексеева, которые и голубым небом, и лазурным цветом воды так похожи на итальянские, к неброским, но таким знакомым и родным деревенским видам на картинах Исаака Левитана и Сергея Виноградова, до настоящей феерии цвета в полотнах Бориса Анисфельда, Натальи Гончаровой.

Невероятно трогательные образы детей. Будь это чудный ребёнок из аристократической семьи (И. К. Макаров «Девочка с собакой»), или маленькая няня (Х. П. Платонов «Маленькая няня»), плачущий ребенок с картины Ивана Горохова, или дети с картины Карла Лемоха «Лето» — все они так милы и очаровательны, что невольно ловишь себя на мысли, что и о жизненных трудностях можно говорить красиво.

Задором и свежестью привлекает образ русской девушки кисти Карла Венига. Художник легко, буквально виртуозно пишет фигуру, исторически верно изображает праздничный костюм с мельчайшими подробностями вышивки, золотного шитья и детальной проработкой всех орнаментов.

На выставке представлено много жанровых полотен. Сюжеты отсылают зрителя к русским народным традициям (А. И. Корзухин «Девичник», А. П. Рябушкин «Ожидание новобрачных от венца», Г. Г. Мясоедов «Поздравление новобрачных в доме помещика»), к литературным сюжетам (С. И. Грибков «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», А. А. Попов «Демьянова уха»).

Картина Кившенко «Военный совет в Филях» заставляет вспомнить и историю, и роман Льва Толстого «Война и мир», а такие работы как «В камере мирового судьи» (В. Е. Маковский), «Лето» (К. В. Лемох), «Без кормильца» (К. В. Лемох), «Бабушка и внучка» (И. И. Творожников), «Глуховат» (И. А. Пелевин) иллюстрируют разные стороны жизни людей XIX века.

Эти картины сродни репортажным снимкам, они точны в деталях, правдивы в сюжетах и полны внутренней динамики.

Проходя по залу, постоянно чувствуешь, как с портретов за тобой наблюдают грустные или весёлые, строгие или вопрошающие, задумчивые или вызывающие взгляды современников художников.

Здесь есть и портреты-типы – «Крестьянка в платке» А. Г. Венецианова, «Портрет молодого человека» Н. А. Бурдина, «Девочка-итальянка» А. А. Харламова, и портреты лучших представителей своих эпох — художника Н. А. Майкова (В. А Тропинин), писателя Г. П. Данилевского (И. Н. Крамской), художественного критика Владимира Стасова (И. Е. Репин), художника А. П. Соколова (И. Э. Браз), автопортрет Зинаиды Серебряковой…

На выставке «Веков связующая нить. Три века русской живописи» можно увидеть непривычно сдержанные в колорите картины Бориса Кустодиева без купчих и ярмарочной эстетики, и убедиться в том, что яблоки в натюрморте Кузьмы Петрова-Водкина и лежат на красной драпировке, и парят над ней одновременно, согласно теории художника о сферической перспективе.

Выставка будет понятна и интересна как искушённому зрителю, так и неподготовленному, ведь главные идеи большинства картин вечны. Это красота, любовь к своей земле, истории, ко всему сущему, умение любоваться самыми простыми вещами.

И пусть пока не всегда красота спасает мир, но здесь, на выставке, она поселит его в вашей душе.

Дата публикации
10.12.2015 г.
Автор

Новости по теме