Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Театр «Спичка» показал историю любви с открытым финалом

Накануне 8 Марта — праздника весны, цветов, нежности и любви, в Пушкинской библиотеке-музее молодёжный театр «Спичка» Оксаны Половинкиной в третий раз показал премьерный спектакль «Митина любовь. Сны и письма» по мотивам повести Ивана Бунина.

Первые показы нового спектакля прошли с большим успехом, но, конечно, пространство зала в Пушкинской библиотеке-музее, под крышей которой творит городской молодёжный театр, не смогло вместить всех желающих. После премьеры книга отзывов пополнилась восторженными зрительскими отзывами о новой постановке «Спички», словами благодарности режиссёру и занятым в спектакле актёрам.

Напомним, что «Митина любовь» — одно из самых значительных произведений в творчестве писателя 1920-х лет. В нём Бунин, как, наверное, никто до него, совершает глубокое проникновение в «физиологию любви», исследует микрокосмос человеческой души, разрушаемой невыносимыми противоречиями.

Также как в литературном тексте, в спектакле «Митина любовь. Сны и письма» студент Митя (арт. Артём Капустин) влюблён в юную, с головой увлечённую театральной средой Катю (актр. Галина Ким). Она — образец женственности и детской непосредственности.

Он, напротив, — «худой, нескладный», неловкий в своих чувствах. Он измучивает её беспросветной равностью и излишней пылкостью. Она его — своей преданностью театру, переменчивостью и связью с директором театральной школы.

Сама мысль «о Кате и о другом мужчине» становится ему невыразимо мерзкой и противоестественной. Однако после долгих одурманенных поцелуями встреч, они решают расстаться. Катя остаётся в столице, Митя едет в деревню, где «от пара сырой и горячей весенней земли» ему всюду мерещится образ Кати.

Каждая деревенская девушка манит его, даже в своей тихой матери видится ему несказанно добрая и милая Катя. Друг Протасов, деревенский староста, и даже сам директор частной театральной школы (все эти роли исполняет Николай Матвиенко), каждый по-своему, уверяют Митю в несостоятельности его чувств, в бесперспективности таких отношений.

Весна, воспоминания, отсутствие писем от возлюбленной Кати, уговоры старосты «о молодых бабёнках», разговор с другом, опьянённое и безысходное состояние, и, в конце концов, физический сексуальный голод, толкают Митю на его «первый и последний любовный акт» с глупой деревенской девушкой Алёнкой (как выражался его друг)… После он получает долгожданное и страшное письмо от Кати, которая сознаётся в любовной связи с директором театральной школы, а, значит, они оба предали. Митя решает застрелиться…

И вот тут режиссёр спектакля отступает от канвы бунинской повести и завершает историю не самоубийством Мити, а «открытым финалом». Такое решение Оксана Половинкина объясняет так: «убедившийся в той или иной правоте зритель следует по пути Бунина, или по пути всепрощающего милосердия, чем даёт героям шанс искупить себя в новой жизни, или придумывает свой альтернативный финал увиденного».

— Но насколько актуальна эта история, написанная Буниным почти сто лет назад, насколько созвучна сегодняшнему зрителю, наблюдающему за мятущимися чувствами двух молодых людей? — задаём вопрос постановщику спектакля «Митина любовь. Сны и письма». — Сможет ли современный молодой человек идентифицировать себя с героями повести и спектакля?

— Катя и Митя — это абсолютно «герои нашего времени». Полёт двух юных душ, диаметрально разно относящихся к любви, самому чудесному из человеческих чувств, близок, естественен и узнаваем. Именно поэтому я как режиссёр рискую зацепить чьё-то зрительское самолюбие, указав на незрелость их отношений, играя на подчёркнуто скупых и символических мизансценах, высокопарных монологах одних и тихого лепета других героев, на переходе из состояния зрительского созерцания в сопереживание.

Не сопереживать главным героям спектакля — невозможно. Первая влюблённость окрыляет, и тем нестерпимее прерывать полёт, обрезать крылья первому чувству, прекращать, не начав. Оголённые провода отношений героев рискуют «замкнуть» от любого неверного движения души или тела. Каждое переживание острее, ревность глубже, а боль, доводящая до исступления, просит прервать муки такой любви, где всё сильнее проявляется невозможность гармоничного сосуществования людей из разной среды.

«Митина любовь. Сны и письма» — это эмоционально точная попытка режиссёра, перемалывая пласты человеческих отношений в масштабе выбранной темы, достучаться до сердец зрителей, побудить их задавать непростые вопросы и искать честные ответы на них.

Чувства в новом спектакле Оксаны Половинкиной — обнажены и оживлены, и, конечно, достойная игра актёров, проникновенно и достоверно разыгрывающих вечную, как мир, историю неосуществлённой любви, вызывают самые искренние аплодисменты.

Фото Екатерины Щёголевой

Дата публикации
08.03.2015 г.

Новости по теме