Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде открылась выставка Никаса Сафронова

14 февраля в Белгородском государственном художественном музее открылась выставка работ медийной личности — художника Никаса Сафронова, который в 2013 году получил высокое звание «Заслуженный художник Российской Федерации».

Несмотря на неутихающие споры вокруг деятельности Никаса Сафронова, ряд противоположных, критических и даже обличающих оценок его творчества от известных специалистов, популярность художника лишь увеличивается.

Афиша выставки Никаса Сафронова в Белгороде  Книга отзывов заполнилась записями первых посетителей выставки Никаса Сафронова

Он смог своими картинами снискать любовь у публики. Это подтверждает широкий географический диапазон персональных выставок, прошедших как за рубежом, так и по многим городам нашей страны. Уже состоялись вернисажи в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Ярославле, Волгограде, Саратове и других городах, большинство из которых были отмечены высокой посещаемостью, что для любого вернисажа является главным критерием оценки.

Пресс-конференция Никаса Сафронова перед открытием его выставки в Белгороде. На фото: Никас Сафронов и директор Художественного музея Татьяна Лукьянова

Настал черёд и белгородцам составить своё личное мнение о Никасе Сафронове и его роли и месте в современном художественном процессе. На вернисаже присутствовал и сам автор, который в этот день успел пообщаться с губернатором области Евгением Савченко, продать для музея две свои работы, побеседовать с журналистами на пресс-конференции, а после официальной церемонии открытия выставки раздать автографы и сфотографироваться со всеми желающими, которых, надо отметить, было немало.

Никас Сафронов посетил Белгород, чтобы лично открыть свою выставку

На пресс-конференции Никас Сафронов продемонстрировал своё незнание разницы между понятиями «стиль» и «жанр», высказал, сидя в музее, совсем не новую и давно «заезженную» мысль, что «искусствоведы — это неудавшиеся художники», но оказал дружелюбие и благосклонное отношение ко всем, кто желал с ним пообщаться — в основном это была женская публика.

Никас Сафронов в кольце поклонников

Поклонники с репродукциями-открытками и альбомами художника образовали вокруг Никаса Сафронова плотное кольцо, оставив между тем без внимания 80 его экспонирующихся работ — зрителей около них почти не было, посетителям было не до них…

Фрагмент экспозиции выставки Никаса Сафронова в Белгороде

Возникает вопрос: что, собственно, интереснее публике — персона самого Никаса или его работы? Впрочем, понять такую ситуацию, конечно, можно, ведь Никас, которого всё время видишь только по телевизору, завтра уедет, а картины ещё на месяц в Белгороде останутся.

Никас Сафронов «Портрет отца в костюме итальянского дожа», 2004 г.

Тем не менее, надо признать факт, что большинство жителей нашей страны и Белгорода в частности видели работы художника лишь на репродукциях и телеэкранах. Поэтому данная выставка даёт возможность всем и каждому познакомиться с работами Никаса Сафронова и составить своё мнение о личности своего современника.

Никас Сафронов «Магия веры или таинственный шар», 2008 г.

Для этого созданы все условия — в экспозиции выставки представлены почти все жанры, с которыми работает Никас Сафронов: это портрет, архитектурный и ландшафтный пейзаж, сюжетные композиции, а также его знаменитые портреты-кошки, портрет-букет, портрет-лошадь в костюмах разных исторических эпох, которые не поддаются какой-либо принятой классификации.

Никас Сафронов «Пьер Ришар», из серии «Река времени» (2011 г.)  Никас Сафронов «Из истории Англии. Диана», 1995 год

Есть на выставке и портреты знаменитостей из его известной серии работ под называнием «Река Времени», где автор одевает портретируемых современников в костюмы прошлых эпох: Николь Кидман, Пьер Решар, Леонардо ди Каприо и другие; и итальянские архитектурные пейзажи, выполненные с приёмами импрессионизма, которые художник называет своим авторским и неповторимым стилем «Dream vision» (на выставке: «Солнечный день в Венеции»). Нет лишь его работ в жанре «Ню», с которого, как известно, и начинал формировать свою известность Никас Сафронов.

Никас Сафронов «Солнечный день в Венеции», 2009 г.

Диапазон художественных приёмов, которыми пользовался автор в экспонируемых работах, довольно широк. Это приёмы, почерпнутые из изобразительного искусства разных эпох: из итальянского реалистического портрета эпохи Ренессанса (на выставке: «Портрет отца в костюме итальянского дожа»), символизма и сюрреализма начала ХХ века (на выставке: «Light Holiday», «Сон о буддистских драконах после посещения острова Явы» и др.).

Никас Сафронов «Сон о буддистских драконах после посещения острова Явы», 2009 г.

Но сюрреализм здесь современного типа, то есть без глубинно-психологических сторон и бессознательных фантазий — этим автор очень типичен и вторит общей сложившейся современной тенденции, когда художники, так сказать, эксплуатируют отдельные приёмы яркого эффектного художественного направления.

Никас Сафронов «Ученье свет», 2012 г.  Никас Сафронов «Современный герой», 2012 год

Большинство работ построены на прямых метафорах, символах, ассоциациях, как например, «Портрет принцессы Дианы», где на тёмном фоне совмещён её детский образ, силуэт взрослой женщины и архитектурный фрагментарный пейзаж Лондона; «Учение — свет», где расположена человеческая фигура за столом с книгами, а вместо головы лампочка Ильича; корабль Колумба около современного архитектурного ансамбля Капитолия США и др. Во многих композициях Никас использует фрагменты или же исторические ансамбли готической архитектуры, большим поклонником которой он, по всей видимости, является.

Никас Сафронов «Женщина бальзаковского возраста», 2010 г. Никас Сафронов «Триумф времени»

Но есть и метафоры, которые приводят в смущение: почему образ современного героя — это лошадь? Почему кошки в платьях исторических эпох? Почему «Dream vision» — какие изобразительные и технические на это основания, чтобы называть уникальным стилем? Но на эти вопросы автор имеет полное право не давать ответов — привилегия «художника-творца».

Фрагмент экспозиции выставки Никаса Сафронова в художественном музее Белгорода

Работы у Никаса совершенно разные, но, безусловно, все — от портрета до пейзажа со стаффажными фигурами — имеют единый характер: они очень астеничны. За редким исключением почти все их смело можно отнести к такому явлению, как современная салонная живопись, а «салон», как известно, всегда на протяжении истории имел широкий круг почитателей. Может быть, в этом весь секрет Никаса и покупаемости его работ на современном художественном рынке.

Никас Сафронов. Николай Николаевич Дроздов из серии река времени

Но это впечатление от выставки одного человека, вы можете согласиться или нет, разочароваться или снова полюбить работы Никаса Сафронова, лично посетив выставку. Художественные выставки как явление временное для того и нужны, чтобы мы приобщались и формировали свою собственную независимую и по-своему обоснованную позицию, основанную на нашем эстетическом чувстве, визуальном художественном опыте, образовании или даже простом принципе «нравится – не нравится».

А что и кого оставить в памяти поколений рассудит история.

Дата публикации
15.02.2014 г.
Автор

Новости по теме