• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Балаганчик страстей человеческих

«Наши артисты в этом спектакле как будто и не наши, мы их такими ещё не знали!» — восторженно делилась впечатлениями от новой премьеры БГАДТ имени М.С. Щепкина одна зрительница. И действительно, задуманное известным столичным режиссером В. Беляковичем представление «Куклы» ни в какие академические рамки не лезет.

Пластические образы вместо характеров, музыка, агрессивно подчиняющая себе драматическое начало, розыгрыш с главным героем, постоянно оказывающимся не тем, за кого он себя выдает.

На сцену вышла чуть ли не вся молодая труппа театра — рослая, красивая, живая как ртуть. Она словно купается в стихии странной музыки, напряженной и фантасмагоричной, надмирной, упивается бесконечным ритмичным движением совершенных механических тел, созданных гениальным кукольником сеньором Пигмалионом. Черная кожа унисекс-костюмов, колготки и ботфорты на мужчинах и женщинах, мертвенные маски клоунов, – весь этот особый шик театрального, нездорового, надрывного завораживают зрителя...

Сцена из спектакля БГАДТ им. Щепкина «Куклы» в постановке В. Беляковича

Сюжет довольно прост – высокотехнологичные куклы, вытеснившие с театральных подмостков мира артистов из плоти и крови, пытаются стать людьми в своем понимании, то есть овладеть всеми человеческими страстями. Вполне логично этот процесс приводит к тому, что куклы решаются на бунт против своего творца, а затем и на «убийство» Пигмалиона.

Перед нами, разумеется, аллегория человеческой истории от первой «божественной куклы», — созданной из глины и одушевленной Творцом. Не случайно кукол сеньора Пигмалиона зовут Херувим, Каин, Маммона, Болтун и так далее. Ночная сцена кукольного разгула отсылает нас к картинам Босха, символически запечатлевшего все смертные грехи человека.

Сцена из спектакля БГАДТ им. Щепкина «Куклы» в постановке В. Беляковича  Сцена из спектакля БГАДТ им. Щепкина «Куклы» в постановке В. Беляковича

Режиссер, поставивший спектакль действительно завораживающий, все время сбивает зрителя с толку. Брутальный Пигмалион (Д. Гарнов) оказывается просто куклой-надсмотрщиком, сменяющий его Пигмалион-второй (И. Ткачев) не менее загадочен, но и его сменит в финале настоящий Пигмалион (засл.арт. И. Кириллов)... Мотив любви человека к кукле также двоится, троится: Пигмалион и Помпонина, Герцог (засл.арт. В. Бгавин) и Помпонина (В. Васильева), Главный Пигмалион и вся кукольная братия...

«Куклами» ощущают себя не только механические создания, но и люди — антрепренер (А. Зотов), столько лет отыгравший в театре, что не может сам себя найти, до того «окуклился», красивой игрушкой в своем доме чувствует себя герцогиня Аурелия (Э. Ткачева). Да и остальные герои-актеры, то и дело произносящие классические монологи Лира, Гамлета, Отелло, вне сцены чувствуют себя очень дискомфортно.

Сцена из спектакля БГАДТ им. Щепкина «Куклы» в постановке В. Беляковича

Ощущение иллюзорности жизни и свободы человека все время нагнетается постановщиком, ведущим нас к довольно безрадостному финалу. По законам древнего театра над горой трупов (то бишь обездвиженных кукол с севшими батарейками) явится разочарованный «бог из машины», истинный Пигмалион (засл.арт. И. Кириллов), такой пафосно-фальшивый, что и он покажется зрителям ненастоящим, бутафорским. Он объявит — игра окончена, театр закрыт, «совершенные» куклы оказались творческой неудачей...

Сцена из спектакля БГАДТ им. Щепкина «Куклы» в постановке В. Беляковича

И вот здесь возникает большой знак вопроса — режиссёр присоединяется к кукольному ропоту против Пигмалиона или обличает «кукольное» понимание свободы? Утяжелив спектакль множественными розыгрышами, выкукливающимися один из другого, режиссёр несколько утопил в них свою основную идею, что, впрочем, не мешает наслаждаться зрелищностью постановки.


Дата публикации: 04.06.2011