Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Театр «Спич’ка» с постановкой «Почему люди не…»: борьба за искренние впечатления

Казахстанский автор Сергей Астраханцев создал интертекстуальную пьесу в направлении новой драмы «Почему люди не…». Этот «материал», достаточно сложный, нашел молодого режиссера Оксану Половинкину, которая выбрала именно его для своей первой постановки в рамках театра «Спич’ка». Премьера одноименного моноспектакля состоялась на крыше ЖК «Владимирский» в Белгороде еще 15 июля, а вот вчера показ проходил в третий раз, куда были приглашены и представители белгородских СМИ.

Качественным спектакль делает не небанальность места представления, не громкая музыка любимых исполнителей, не уникальные декорации, не порывистость и резкость движений актера и, конечно, не пафос, с которым он произносит текст. Его маркером не является даже аншлаг в «зрительном зале». Все это особенно, так сказать, с удвоенной силой, работает в случае новой драмы.

Крыша ЖК «Владимирский» в Белгороде выполняла роль зрительного зала

В подобных условиях самым главным и определяющим фактором становится характер актерской игры и режиссуры во взаимодействии. Если обе эти составляющие сильны и гармоничны, то все получится. Кроме того, режиссер, берущийся ставить пьесу этого направления, должен понимать, что первично текстовое полотно, и учитывать специфику эстетического феномена.

Театр «Спич’ка» с постановкой «Почему люди не…»

Принцип отображения действительности в новой драме – гибридизация социальных, да и метафизических проблем. Соответственно, наблюдается некая оторванность от реальной жизни, определенная доля искусственности.

Выход – текст нужно приблизить к действительности посредством более естественного поведения актера и его ухода от пафоса произношения. Создавая иллюзию «разговора на кухне», режиссер и актер заметно выигрывают, вступая с аудиторией в доверительные отношения.

Актер Евгений Соколов  Режиссер Оксана Половинкина

Актер театра «Спич’ка» Евгений Соколов, сыгравший в «Почему люди не…», как мне показалось, достаточно долго боролся с собой. Он начинал речь как бы не от себя и не про себя. Создавалось впечатление, что молодой человек пытается осознать то, про что он говорит, и у него это не получается. Из-за чего ощущались монотонность и отсутствие динамики. Музыка (композиции группы «Сплин») еще больше уплощала действие.

Сцена из моноспектакля «Почему люди не…»  Сцена из моноспектакля «Почему люди не…»

Однако в какой-то момент борьба окончилась – Женя победил. Произошло это с возникновением в повествовании любовной линии и дальше продолжилось разговором с воображаемым другом, сливной трубой (сцена одновременно ироничная и трагичная). Ушли пафос и надрывность, вскрылось нечто искреннее и естественное.

Аншлаг на крыше

С этого момента не только ему, но и зрителям стало понятно, о чем и для чего: где-то усмехнуться, где-то посочувствовать, где-то вдруг поймать себя на том, что и сам лично об этом думал и подобное пытался осмыслить.

Пьеса-то наполнена экзистенциальными переживаниями, свойственными каждому человеку – потеря смыслов существования, мысли о суициде, страх перед смертью, обращение к Богу и освобождение. Такой на первый взгляд страшный, но через который проходят большинство из нас, цикл эмоционального становления.

Сцена из моноспектакля «Почему люди не…»  Актер Евгений Соколов

Текст пьесы интертекстуален: в нем слышатся отсылки к Священному Писанию, «Дети пишут Богу» М. Дымова, «Грозе» А.Н. Островского, «Божественной комедии» А. Данте, «Бесам» Ф.М. Достоевского и др. Помните в «Бесах»: «Кто победит боль и страх, тот сам станет Бог». Вот, пожалуй, основной лейтмотив, пронизывающий текст от начала и до конца, исчезающий в самом финале спасением души.

Сцена из моноспектакля «Почему люди не…»

После вчерашнего вечера очевидно, что недавно появившийся на белгородском театральном ландшафте молодежный театр «Спич’ка» стремится освободиться от существующих стереотипов. Своей премьерной постановкой он показал, что его вектор – постоянное развитие и работа на результат – оправданно созданный хороший спектакль.

Дата публикации
27.08.2010 г.
Автор

Новости по теме