Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Лена, не снись! Лена…

Театральный сезон только начался, а в Авторском драматическом театре «Спичка» 5 и 6 октября уже состоялась премьера — был показан «Шлагбаум» по одноименной пьесе драматурга Николая Ермохина, спектакль-монолог, переходящий в разговор, в котором зрителю слышен только один голос, а второй остается то эхом, то звоном бубенчика, то подголоском в песне.

«Шлагбаум» — спектакль о горе внезапного одиночества, а может, о непреходящей зависимости от навсегда ушедшей любимой. Местом действия ему определена условная русская глубинка, тихая провинция.

Все потрясения большого мира идут мимо, потому что жизнь — в горестях и радостях маленького её мирка, в звенящей самости простого человека. И один такой человек — Валера, похоронивший жену и всё приходящий изо дня в день на её могилу. Стоит его Ленка поперек его жизни, как шлагбаум: и прежде всё решала за них обоих, и теперь покоя не даёт — снится каждую ночь и требует… другое платье.

Ты мне прозвонилась сквозь страшную полночь:
«А ты меня помнишь?»
ну, как позабыть тебя, ангел-звереныш?

(А. Вознесенский)

Николай Ермохин написал пьесу для одного актера, и, по сути, Оксана Половинкина поставила именно моноспектакль, но Лена появляется тоже, зримо-незримая, существующая для Валеры и не существующая уже для всех остальных.

Она — как египетская кошка, у которой осталась девятая жизнь, и эта жизнь больше провинциального российского городка, больше очаровавшей когда-то Валерку нежности, с какой она ругалась матом, больше смерти.

Да-да, эта история могла произойти где и когда угодно. В древнем Египте? Пусть так! И тогда она — как Бастет: она есть всегда, она богиня, для Валеры — так точно. И танцует она по-кошачьи и по-нездешнему — для него, и лукаво щурится, и игриво качает головой.

Колокольчик звенит. Звенит? Или это всё — из головы самого Валеры, от его несамостоятельности? Единственный раз в жизни подарил ей платье, а она не носила. Может, для особого случая берегла. Ну вот, в нем и похоронил.

А ей не нравится, снится теперь и ругает его: переодень, и всё тут. Ох, Ленка, ему и так жить теперь тяжко, а еще платье. Не снись, Ленка! Леночка…

Ты видишь: вот горит моя звезда.
Ты спишь с морями светлыми,
С полынью или ветрами,
Сырыми сигаретами,
А там в огнях Караганда
И пахнет чем-то горьким,
Чем пахнут все чужие города.

(зд. и далее — Л. Филатов, «Ленка»)

Глупо вышло: Ленки нет, кошка её осталась, кошка ей была как дочка, а дочки не было, потому что была история до Валеры.

Вот тогда, может, она и не решала сама, а потом решила: всё, её жизнь. Захочет — всё сделает сама. Сильной женщине нужен такой, как Валера. Слабовольный? Да нет, мягкий. И не виноват он, что она в тот щиток полезла — сама же. А вот, снится и снится. Ленка, ну.

Вон парочка, московская точь-в-точь.
Сейчас они расстанутся –
И что тогда останется?
Дожди и эта станция,
И эта ночь, такая ночь –
Что поскорей бы утро,
Иначе поздно чем-нибудь помочь…

Сестра Ленки тоже смотрит на Валеру и думает, что хороший мужик, надо присмотреть. А Валера — в сторону и опять на кладбище говорить с Ленкой. То ласково, то угрожая, чтобы не снилась, то ругаясь. Они и раньше ругались, потом мирились, потом телевизор смотрели. Без затей, и что еще надо в жизни. Вот он и ходит, говорит, говорит, говорит. А с кем еще говорить?

А Валеру — в дурку. И Ленка там не снится. Не снится Ленка! Лена… приснись.

Солнцу пожалуйся,
Ветру пожалуйся,
Шпалы за поездом пересчитай,
Только, пожалуйста,
Только, пожалуйста,
Ленка, прошу тебя, не уезжай.

Это ведь очень грустная история о том, как невозможно жить среди живых, потеряв любимого. История о безысходности, которая кажется такой обыденной: кладбище, скамейка, монолог. И что там показывать на сцене?

Но режиссер Оксана Половинкина придумала: соединила безыскусное и изысканное, простецки-грубоватое и изящное, трагедию облекла в лиризм, а отчаяние закольцевала призрачным счастьем.

Последнее получилось спорно, слишком осязаемо и немного наивно-киношно. Подумалось даже, что долгий, неразрывный взгляд в этом их сне был бы пронзительнее кружения и объятий. Но вдруг чье-то счастье такое и есть — без пафоса?! Они ведь такие и есть, Валера и Ленка.

Все остальное безусловно удалось — и пластическое решение спектакля, в котором помогала хореограф Ксения Медведева, и вокальные вставки (звонкий, но немного дрожащий голос Светланы Макуевой и потрясающий народный вокал Алексея Ничипорука).

И неожиданная, но точная параллель, проведенная с другим спектаклем «Спички», «Поехали!», и постепенное замыкание пространства сцены ловцами снов, и этот магический египетский дух, такой современный и вневременной, в котором неосязаемая героиня одновременно в движениях своих кажется кошкой, а в пении и с колокольчиком, и даже прической напоминает птицу-скворца.

Даже появление — возвращение — Лены в тот самом платье — безусловно точная деталь, в которой — природа отношений персонажей. Лена ведь и теперь приняла решение сама: сниться, любить и не мучить.

Дата публикации
07.10.2024 г.
Автор
Фото

Новости по теме