Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Воронежские арт-коллекции в гостях у белгородцев

В Белгородском художественном музее представлена выставка «Арт-коллекции Воронежской области». Проект реализован благодаря грандовой поддержке Российского Фонда культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

На выставке представлены четыре музейных собрания, в составе которых есть художественные коллекции. Да-да, не только Воронежский художественный музей хранит картины, Воронежский краеведческий, а также Острогожский и Лискинский историко-художественные музеи тоже обладают яркими живописными произведениями. Собранные в одном зале, они дают представление о том, как развивалась художественная жизнь края, раскрывает вкусы публики нескольких столетий, знакомят с именами, прославившими воронежскую землю.

Экспозиция каждого музея — маленький рассказ о собрании, истории города и людях, у каждой — свой возраст, характер, свое лицо. В целом выставка представляет историю отечественного изобразительного искусства, отражая основные смысловые и стилистические особенности каждого периода, только рассказывается эта большая история с воронежским художественным акцентом.

Выставку открывает экспозиция Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, в чьем собрании, наравне с отечественным есть коллекция европейского искусства.

Небольшой «Пейзаж в Бретани» кисти Луизы-Жозефины Саразен де Бельмонт — редкий пример в начале XIX века женщины-художницы, получившей профессиональное образование и участвовавшей в Салонах с 1812 года. Покровительство Жозефины Богарне и герцогини Берри обеспечивали художницу заказами.

Пасторальные сцены на фоне замков и закатного неба, романтические виды Италии, руины древних памятников — работы Луизы-Жозефины вполне соответствовали трендам того времени. Один из таких видов представлен на выставке. Художница была признана современниками, о чем свидетельствует несколько медалей, выигранных ею в Салонах, а также то, что в словаре французских художников 1834 года она была указана как художник-пейзажист, живший на улице Сен-Жермен-де-Пре.

Портреты известных личностей кисти неизвестных художников — отдельная тема в изобразительном искусстве, а на этой выставке внимание привлекает изображение просвещенного мужа с целеустремленным выражением лица в белоснежном шейном платке и бархатной мантии.

Это портрет ученого-физика, первого ректора Императорского Дерптского университета и прочая, и прочая. Портрет — замечательный образец живописи первой половины XIX века, и не менее замечательный повод, вспомнить историю превращения Георга Фридриха в Егора Ивановича Паррота — скромного ученого в человека, обладающего правом «писать к государю (Александру I) в тоне не подданного, а друга, о всем, что хотел, о предметах правительственных, домашних, сердечных…».

Парные портреты Павла I и его второй супруги Великой княгини Марии Федоровны тоже созданы неизвестным художником. Композиция, наличие необходимых для царственных особ атрибутов свидетельствуют о том, что художник был знакомым с лучшими образцами своего времени. И пусть ему не хватило мастерства в исполнении деталей, императорская чета выглядит искренно, образы человечны, лишены напыщенности.

Имя Александра Алексеевича Бучкури тесно связано с Воронежем. Ученик И. Е. Репина, он, вернувшись в Воронеж, и сам преподавал в течение многих лет в бесплатной рисовальной школе имени Пономаревых, на базе которой в 1919 году были созданы Воронежские свободные художественные мастерские.

Художник был наделен особым даром — изображать мир красивым. Легкая импрессионистическая живопись наполняет светом самые будничные сюжеты. Картина «Прачки» — это рассказ не о тяжелом труде, а о гармоничных пропорциях, тонком, стройном ритме текучих линий, жемчужно-сером колорите и легкой перекличке красных оттенков.

В образе «Девушки в парчовом наряде» перед зрителем предстает молодая супруга Александра Бучкури Васса Епифанова — тоже художница, разделившая с мужем и жизнь, и творчество, и смерть. Оба уже пожилых художника были расстреляны вместе с другими горожанами во время оккупации в 1942 году.

Еще двух учеников И. Е. Репина следует назвать, знакомя с собранием Воронежского художественного музея. Это Елена Андреевна Киселева и Петр Александрович Нилус. Елена Киселева родилась в Воронеже, училась здесь же в Рисовальной школе Соловьева, блестяще закончила Мариинскую гимназию и поступила на Бестужевские курсы, которые через два года бросила, отдав предпочтение Академии художеств.

В 1907 году она была удостоена звания художника и пенсионерства. Жила и училась в Париже, путешествовала по Италии. После революции жила в Одессе, откуда эмигрировала с мужем в Югославию. Несмотря на яркую, самобытную живопись с явным европейским флером и активную творческую жизнь в первой половине XX века, на родине Елена Киселева была надолго забыта. Только в начале 1960-х годов сотрудникам художественного музея удалось наладить связь с художницей, тогда уже весьма преклонного возраста.

Она подарила музею более 30 своих произведений, позже их дополнили работы из частных коллекций. Сегодня это самое большое собрание работ Елены Киселевой. Художница любила писать красивых, одухотворенных женщин, словно вылепливая их плотными цветовыми плоскостями. Ее палитра богата разными оттенками красного, создавая яркую декоративную поверхность холста. «У себя. Автопортрет» являет зрителю жизнерадостную женщину в расцвете жизненных и творческих сил: еще не было войны, еще был жив сын, еще хотелось работать… После смерти сына в 1944 году Елена Андреевна за кисти больше не бралась.

Петр Александрович Нилус — активный участник выставок Передвижников, член Товарищества Южно-русских художников, жил и работал в Одессе и никаким образом связан с Воронежем не был. Зато, эмигрировав в 1919 году, в Париже дружил с И. А. Буниным — уроженцем Воронежа.

В 1995 году приемная дочь писателя передала документы, фотографии, письма и работы Нилуса Воронежскому художественному музею. 73 произведения парижского периода составляют единственную коллекцию этого художника в России. Изысканный, с нежными градациями серого цвет создает легкие вибрации, из которых рождается изображение. Будь то натюрморт или городской вид — цветовые сочетания ласкают глаз, создавая ощущение умиротворения и тишины.

Экспозицию продолжают мастера советского периода. Перекличкой с парными портретами XVIIIвека стали портреты художника Н. К. Быкова и актрисы Риммы Мануковской, созданные в 1960-х годах учеником Бучкури Михаилом Ивановичем Лихачевым. Характерные позы, свободная пластика движений, динамичный силуэт, пастозный легкий мазок и тонкое колористическое чутье, явно перенятое от учителя, отличают эти портреты. Художника влекли незаурядные люди — их внутренняя свобода и творческий потенциал, поэтому образы получились убедительные, отражающие свое время, с вольным «оттепельным» духом.

Василий Иванович Шевченко — еще одна яркая фигура воронежского творческого круга. Родился в селе Колыбелка, а детство и юность провел в г. Лиски, откуда и был призван в армию в 1943 году, воевал, был тяжело ранен. Систематического художественного образования не получил, но оказался настоящим самородком и по образу мышления, и по цветовому восприятию жизни.

В основе его самобытного творчества народная философия с ее сказочными и наивными представлениями о мире добра и зла. Работы этого художники представляют сразу два музея — Воронежский художественный и Лискинский историко-краеведческий. Более 80 полотен автора были переданы его вдовой в Лискинский музей. Любимыми персонажами Василия Шевченко были бабочка и петух как символы хрупкости и бойцовского духа. «Апофеоз жизни» для художника — это вылетающий в открытое окно огромный мотылек. Мир сложен и зачастую груб, но прекрасен — вот лейтмотив творчества Шевченко.

Лискинский музей был открыт в 2001 году. Большую часть художественной коллекции составяют работы воронежских художников. Одна из самых неординарных фигур — Иван Иванович Финочкин, который не ограничивался классическими техниками живописи.

Все его работы подобно картинкам из калейдоскопа, состоят из многих частей самых различных материалов: клочков ткани и бумаги, стеклышек, фольги, кусочков пластика и всего, что в буквальном смысле подворачивается под руку в порыве вдохновения. Если вы не видите красоты в мусоре, значит вы — не художник, так считал Финочкин.

На выставке представлены две его работы. «Гадалка» — портрет большеглазой женщины в окружении роз и других цветов и, словно убеждая зрителя в том, что перед ним действительно гадалка, по периметру наклеены игральные карты. Сложный колорит живописных фрагментов гармонично увязан с яркими, открытыми цветами аппликации, что создает декоративный эффект. «Душа Ромахова» — монохромная, графическая работа, изображающая профиль человека, «перечеркнутый» стволом березы.

И сразу понято — что человек с неспокойной, мятущейся душой и сложной судьбой, который о себе сказал так:

Вместо тела душа обтянула скелет,

Чтоб запелось ей прежнего пуще…

Да! Я нищий — я русский бродяга-поэт,

Сам не ведаю, чем и живущий.

На экспозиции представлен другой портрет Александра Ромахова кисти Владимира Ивановича Машина. На фоне осеннего леса, пронизанный тихой грустью, он напоминает строки еще одной неприкаянной поэтической души «отговорила роща золотая, березовым веселым языком…». Поэта не стало в 2007 году, ему было всего 46 лет.

В. Машин Портрет поэта А. Ромахова (Лиски)

Организатором увековечивания его памяти стал еще один лискинский сподвижник художник Александр Владимирович Аникеев, чьи графические работы «Диалог» (В. Шукшин). Из цикла «Мой Пантеон» и «Странник» тоже можно увидеть на выставке.

Творчество Василия Павловича Криворучко объединяет все четыре коллекции. Первый Почетный гражданин Воронежа, он своим даром в 1991–1994 годах заложил основу художественной коллекции Лискинского музея. В 1993 передал 44 живописных и графических произведения из цикла «Куликовская битва» Воронежскому краеведческому музею. Некоторые из них демонстрируются на выставке. В 1983 году он подарил свои работы Острогожскому историко-художественному музею. Благодаря этим щедрым дарам, сегодня на одной выставке собрались произведения художника разных лет. Можно сказать, что персональная ретроспективная выставка Василия Криворучко вписана в экспозицию выставки арт-коллекций.

Одни из самых ранних, написанных в крепкой соцреалистической традиции, работ Криворучко, составляют экспозицию Лискинского музея.

Этюд молодого рабочего и автопортрет художника найдены случайно в купленной у первой жены художника квартире и переданы в музей. После реставрации началась их выставочная жизнь.

Следующий этап творчества демонстрируют коллекции Острогожского (графический автопортрет) и художественного музеев. Зрелый мастер предстает на автопортрете, принадлежащем Воронежскому краеведческому музею, а также в мощных, монументальных произведениях, посвященных Куликовской битве. В них чувствуется восторг и преклонение художника перед героической мощью русского воинства. Только таким широким, размашистым штрихом, обобщенно, без мелочей можно повествовать о богатырях, совершавших свой ратный подвиг много сотен лет назад.

Жена Василия Криворучко Ксения Николаевна Успенская — прекрасный живописец, мастер многофигурной композиции. Особенно ей удавались детские образы, в чем можно убедиться на выставке («Портрет сына», «Юные шахматисты»). Живые, непосредственные, написанные на «одном дыхании» они стали настоящим украшением экспозиции краеведческого музея.

Огромное историчекое значение имеют городские пейзажи Василия Кузмича Комолова, запечатлевшего виды недавнего прошлого Воронежа («Мосты Чернавские», «Воронеж. Сумерки» (ул. Степана Разина). Город растет, преображается, и такие живописные зарубки на память позволяют помнить, с чего все начиналось.

С воронежской землей связано имя Ивана Николаевича Крамского, родившегося в Острогожске. Именно поэтому два из представленных музея носят его имя, а в экспозиции два портрета этого художника, выполненные Н. А. Ярошенко и М. Л. Щербатовым, и оба они принадлежат острогожскому историко-художественному музею им. И. Н. Крамского.

В создании этого музея участвовала вся семья И. Н. Крамского. Неравнодушные горожане обратились к ученику Ивана Николаевича — И. Е. Репину, а также к семье с просьбой оказать содействие в организации музея. На этот призыв откликнулись все и, таким образом, в собрании музея оказались работы и самого Ивана Николаевича, и его дочери Софьи Ивановны Крамской-Юнкер, а также работы других художников-современников.

После Октябрьской революции 1917 года поступили предметы из имений Тевяшовых, Чертковых и графа Потоцкого, значительно пополнив собрание музея. На выставке демонстрируются как произведения, положившие начало формирования коллекции (академические рисунки И.Н. Крамского), так и поступавшие в последующие годы.

Замечательным живописным памятником своего времени стали парные портреты купеческой четы Щегловитых, созданные неизвестным художником. Два овальных холста когда-то украшали имение, являя строгих хозяев. Он — серьезен и деловит, отмечен за заслуги медалью, старательно прописанной художником. Она — сама добродетель, со скромно сложенными руками. Люди достойные, уважаемые, надежные — те, кто составлял значительную часть населения страны.

Пейзажный ряд художников нескольких поколений (А. М. Грицай «Холодный день», С. П. Ткачев «Весенний ручей», С. П. Ткачев «Весенние березы», К. Ю. Финаков «Пляж в Острогожске») радует преемственностью в разработке темы и разнообразием пластических приемов, позволяющих проследить эволюцию жанра.

Ярким пятном экспозиции Острогожского музея стал натюрморт «Подсолнухи» Зураба Константиновича Церетели. Жирным мазком, практически скульптурно вылепленная форма обобщена и декоративна. Работа была создана во время Академического пленэра, посвященного 175-летию со дня рождения И. Н. Крамского.

Музеи сохраняют память об исторических событиях и лучших людях своего времени, художественные музеи сохраняют образы, которые близки и понятны с первого взгляда. Хотите сразу познакомиться с историей Воронежской области и почувствовать, чем жили люди на протяжении трех столетий, — значит вам в Белгородский художественный музей на выставку «Арт-коллекции Воронежской области». Выставка работает до 26 сентября.

Дата публикации
06.09.2021 г.
Автор
Фото

Топ новости

Новости по теме