Высоцкий. Спасибо, что живой

фильм-событие
Кино в Белгороде: Высоцкий. Спасибо, что живой
Слоган
На основе реальных событий
Дата премьеры
01.12.2011
Режиссёр:
Петр Буслов
В ролях:
О. Акиньшина, А. Смоляков, И. Ургант
Бюджет
$ 12 000 000
Хронометраж
2 часа 20 минут2 часа 20 минут
Возрастной ценз
16+

Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» посвящен поэту и актеру Владимиру Высоцкому и рассказывает об одном из наиболее драматичных периодов его жизни.

Мы застаем героя на пике известности. В конце 70-х Владимир Высоцкий – самый знаменитый человек в СССР, кумир миллионов. Но его силы на исходе. Он измотан, он больше не ощущает свой дар, он не может  писать стихи…

Сценарий написал сын Высоцкого, Никита, на основе реальных событий: в июле 1979 года во время гастролей в Узбекистане  сердце Владимира Высоцкого остановилось.  

Никита Высоцкий: Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет – киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот 5 лет назад Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью.

Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу и к тому времени – пять лет назад – эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком.

Я сразу предложил ряд авторов, в том числе, моего брата Аркадия, профессионального сценариста. Но Эрнст настоял, чтобы писал я. Почему – вопрос к нему. Наверно, он понимал, что я в теме, что я директор музея, что я занимаюсь творческим наследием отца. И вот пять лет мы работаем без выходных, и 1 декабря фильм, наконец, должен выйти на экран.

Эта история рассказывает о нескольких днях из жизни Высоцкого. В нашем изложении она в каком-то смысле получалась историей создания стихотворения, начинающегося словами «мой черный человек в костюме сером…». Изначально проект так и назывался: «Мой черный человек». Начиная работать над картиной, мы имели в виду как раз этого черного человека, из стихотворения Высоцкого. Его черный человек – некая сила¸ которую не потрогаешь, не ощутишь, которая ускользает.

Но по мере работы сценарий менялся, менялась и развивалась история. В результате изменилось и название. Оно подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой».

Мне нравится название, под которым выходит фильм. Нравится, как изменилась сама история. Теперь она не столько о борьбе Высоцкого за уничтожение, сколько о его борьбе за жизнь, за любовь, за свободу, за творчество…

Петр Буслов, режиссер фильма: Никита Владимирович – автор замысла. И он все время находился на съемках. Наверное, это был единственный случай в режиссерской практике – не знаю, может, коллеги меня поправят, – когда сценарист постоянно находился на съемках, буквально стоял позади режиссера. Обычно ведь сценарий написан, проходит читка, поправки и все. Но нам было очень важно все, что Никита Владимирович мог рассказать про отца, про друзей Высоцкого. Он был для нас проводником в мир Владимира Семеновича, в его время. Если бы не Никита, я бы так близко не смог подобраться к персонажу.

При съемках фильма использовали раритетные советские объективы – последняя картина, которую такой оптикой снимали, наверное, «Освобождение» Озерова. Под эти объективы расточили современную камеру. Получилась конструкция в 30 кг весом. Все эти килограммы стекла и металла оператор-постановщик Игорь Гринякин надевал на себя и снимал кино.

Раритетные объективы дали возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Что-то вроде ретро-эффекта, который получил Коппола в «Дракуле».

Другой участник проекта, известный российский репер Баста (Василий Вакуленко). Он стал автором кавер версии песни Владимира Высоцкого «Райские яблоки», записанной специально для фильма.

Вакуленко – один из наиболее востребованных на сегодня российских реп-музыкантов, и его обращение к творчеству Высоцкого выглядит несколько неожиданным. Однако сам музыкант считает, что песни Владимира Семеновича сегодня актуальны ничуть не меньше, чем тридцать лет назад, и относится к его творчеству с огромным уважением.

Одну из лучших ролей в фильме блестяще сыграл известный кино и театральный режиссер Дмитрий Астрахан, поставивший около 30 фильмов, но до «Высоцкого» никогда не снимавшийся в кино.

Жанр картины ее создатели определяют как «фильм-событие».

Петр Буслов: В этом фильме есть все – и криминал, и юмор, и драма. Иногда слезы подступают. В общем, есть, над чем подумать. Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, те художественные и изобразительные решения – я говорю сейчас про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому – будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы. Они могут как на машине времени перенестись в ту эпоху, она у нас правдиво, с любовью сделана. С любовью к характерам, к людям, к стране. Молодому поколению – моему и тем, кто помоложе, – фильм будет интересен своей историей.

О главной интриге

Одна из главных интриг проекта – имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает. Он оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано «Высоцкий». В титрах исполнитель Высоцкого также не фигурирует.

Решение образа Высоцкого – совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого.

Шесть месяцев Петр Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя. Работа происходит следующим образом: изготовляется точная копия лица актера. На этой модели создается тончайшая скульптура из скульптурной массы – воска, пластилина, другого скульптурного материала – и воссоздается искомое лицо, другое по антропологии. Когда новая скульптура готова, ее можно посмотреть на экране в разных ракурсах, в 3D.

Но создавая скульптуру, необходимо учесть, насколько органично впоследствии эта пластическая деталь будет улыбаться, двигаться, щуриться, станет ли она органичным и естественным продолжением того объема, которого нет у актера. Необходимо соблюсти все нюансы мимики пластически, заложить поры, морщинки… Под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами делалась каждая пора.

Проверялась толщина скульптурного слоя – для этого использовалась специальная игла с рисочками. Благодаря ей художник понимает, как будет тянуться кожа, как она будет сокращаться.
Когда скульптура готова, с нее снимается форма, в форму заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей. Грим героя – не маска. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб – все отдельно.

Когда первый комплект деталей изготовлен, устраиваются пробы. Актера гримируют, снимают. Когда актер начинает мимировать, становится ясно, где и что необходимо доработать. Для этого каждый раз приходится лепить новую скульптуру. Таких доработок было девять.
Грим исполнителя главной роли ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать.

Создатели

Режиссер: Петр Буслов («Бумер»)
Автор сценария, продюсер: Никита Высоцкий
Оператор-постановщик: Игорь Гринякин («Адмирал»)
Художник-постановщик: Анна Лазарева («Олимпус Инферно»)
Художник по костюмам: Екатерина Шапкайц («Хрусталев, машину!»)
Художник по гриму Высоцкого: Петр Горшенин («Дневной дозор»)

Продюсеры:

Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Никита Высоцкий, Николай Попов, Михаэль Шлихт, Пол Хет

Актеры

Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин, Сергей Безруков, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Владимир Зайцев, Анна Ардова, Елена Папанова, Константин Стрельников и другие

 

Расписание сеансов и покупка билетов

  • Выбрать дату

Слоган
На основе реальных событий
Дата премьеры
01.12.2011
Режиссёр:
Петр Буслов
В ролях:
О. Акиньшина, А. Смоляков, И. Ургант
Бюджет
$ 12 000 000
Хронометраж
2 часа 20 минут2 часа 20 минут
Возрастной ценз
16+