Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Лев Бакст. В зените славы

В Белгородском государственном художественном музее открылась необычная выставка сценографических эскизов начала XX века «Бакст в зените славы», позволяющая жителям и гостям Белгорода погрузиться в атмосферу фантастического великолепия мира русского балета начала XX века и по достоинству оценить творчество великого художника.

Экспозиция представленной в Белгороде при поддержке ювелирной группы «Смоленские бриллианты» выставки сформирована из частного собрания коллекционера Ирины Стежка, сопредседателя Европейского культурного клуба и арт-консультанта.

Коллекционер Ирина Стежка представляет в белгороде выставку «Бакст в зените славы»

На открытии выставки «Бакст в зените славы» владелица коллекции подчеркнула, что экспонировать работы Льва Бакста здесь особенно приятно, ибо их стилистика как нельзя лучше вписывается в архитектуру и декор Белгородского художественного музея.

Все выставочные экспонаты являются эскизами к костюмам и декорациям всемирно известных спектаклей «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые выкупались отдельными листами у автора почитателями его таланта — частными собирателями и друзьями.

Фрагмент экспозиции выставки «Бакст в зените славы» в Белгородском художественном музее

Сто лет назад, в 1913 году, друг художника, известный французский литератор, кинорежиссёр и художник Жан Кокто предложил Баксту собрать его самые знаковые работы в единую серию и сделать с них ограниченное количество экземпляров гелиогравюр, собственноручно расписанных автором в технике пошуар, для передачи в фонды музеев Европы и Америки.

Лев Бакст — это художник, перевернувший своим творчеством весь привычный мир академического балета. Совместно с художниками объединения «Мир искусств» и балетной труппой Сергея Дягилева он свершил революцию, отголоски которой до сих пор продолжают жить в современном балете и не только.

Фрагмент экспозиции выставки «Бакст в зените славы» в Белгородском художественном музее

Отличие нового балета заключалось в первую очередь в том, что именно художникам отводилась лидирующая роль в определении генеральной идеи спектаклей, основных линий танцев и всех мизансцен. Наверное, именно поэтому все демонстрируемые на выставке эскизы к сценическим костюмам так отличаются невероятной пластичностью линии, динамичностью изображенных персонажей и завершенностью их сценического образа.

Фрагмент экспозиции выставки «Бакст в зените славы» в Белгородском художественном музее

Ведь художник рисовал костюм персонально для конкретного исполнителя той или иной партии. Он чётко знал, на что способен в танце выбранный артист. В своих эскизах он подсказывал ему основную идею будущей хореографии и стремился выгодно подчеркнуть характер даже самого незначительного движения танцора.

Костюм Саломеи для «Танца семи покрывал» создавался именно для Иды Рубинштейн и мыслился не как одежда, а как излюбленный автором мотив ожившей драпировки, вторящей движению человеческой фигуры. Этот мотив Лев Бакст будет потом использовать в костюмах многих последующих балетных постановок.

Фрагмент экспозиции выставки «Бакст в зените славы» в Белгородском художественном музее

Например, для балета «Шехерезада» или для балета «Послеполуденный отдых фавна», в котором сценический образ фавна создавался для Вацлава Нижинского, и именно он изображен в эскизе. В нём мы видим, что Бакст будто бы снабдил артиста на время спектакля второй кожей, и это позволило Нижинскому двигаться в образе особенно свободно.

Маленькая революция Льва Бакста свершилась в освобождении тела танцовщицы от сковывающей пачки, и она продолжила свое шествие в изысканный мир Большой моды. Он первый подаёт ведущим кутюрье идею освобождения женщины от корсета, захватывает их воображение великолепными сочетаниями сочных и ярких красок, а также роскошью восточных тюрбанов и пышным изобилием орнамента.

Всего лишь 100 лет назад публика рукоплескала непревзойденному таланту Льва Бакста, чьё искусство покорило Европу. Триумфальный успех «Русского сезона» в Париже 1909 года оказал мощное влияние на западноевропейскую культуру в самых различных ее проявлениях.

Приходит мода на всё русское. Первые спектакли на сцене театра Шатле, в программу которых входил балет «Жар-птица», дали публике понять, что передовое русское искусство — полноправная и интереснейшая часть мирового художественного процесса.

Дата публикации
25.10.2014 г.
Автор

Новости по теме