Новости и обзоры событий культурного Белгорода



BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» завершён

16 марта в переполненном Большом зале Белгородской государственной филармонии в присутствии губернатора Евгения Степановича Савченко, первых лиц руководства области и Фонда поддержки классического музыкального искусства с огромным успехом прошёл третий — и последний — концерт II Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья».

Продолжительное первое отделение заняла «music for entertainment» — популярная классика по преимуществу в разнообразных аранжировках. Музыкальной преамбулой последнего вечера стало выступление в фойе хореографического ансамбля «Мираж» (руководитель — В. Карпенко) под аккордеон Геннадия Панкратова, которое пунктиром плавно связалось с началом последнего дня фестиваля.

Борислав Струлёв

Концерт открыла «Прелюдия» (Модинья) из «Бразильской бахианы № 1» бразильца Эйтора Вила-Лобоса (ум. 1959 г.) — единственного крупного латиноамериканского композитора ХХ века, не получившего систематического музыкального образования. Виолончель была любимым инструментом Вила-Лобоса, на котором он научился играть в детстве от своего отца. Его 9 «Бразильских бахиан» для виолончели с различными составами инструментов стали воплощением мечты всей его жизни соединить свой любимый инструмент, музыку безгранично любимого им Баха и бразильский фольклор.

«Mezzo music»

Виолончель Борислава Струлёва в сопровождении камерного оркестра «Mezzo music» Натальи Боровик, как всегда супервыразительно, пропела 2-ю часть из первой «Бразильской бахианы» — Прелюдию-модинью (португальское Modinha — род лирической любовной песни очень популярный в XVIII-XX вв. в Бразилии и португалоязычных странах).

Анна Боровик  Анна Боровик

Можно было заметить, что семейство струнных стало фаворитом фестиваля, особенно его последнего дня, поскольку к камерному оркестру и Бориславу Струлёву присоединилась скрипка Анны Боровик, контрабас Артёма Чиркова и скрипка (а также специальная электроскрипка) Александра Маркова. Концерт А. Вивальди «Зима» в исполнении Анны Боровик и камерного оркестра, очень ненавязчиво заставлявших себя слушать, прозвучал тонко, изящно и поэтично в чисто академической манере без всякого стремления «осовременить» классику.

Руководитель «Mezzo music» Наталья Боровик

Новому гостю фестиваля — именитому контрабасисту Артёму Чиркову из Санкт-Петербурга — было отведено место для небольшого «мини-концерта» внутри первого отделения (четыре номера, из них два — в дуэте с Бориславом Струлёвым). «Визитной карточкой» А. Чиркова стало исполнение им Буррэ из Сюиты Баха № 3 До-мажор для виолончели соло.

Артём Чирков (контрабас, Санкт-Петербург)  Артём Чирков (контрабас, Санкт-Петербург)

Артём Чирков — один из самых титулованных сегодня исполнителей на контрабасе, лауреат премий на различных международных конкурсах (последняя — в 2010 г. в США), один из пяти концертирующих контрабасистов в мире, с 2004 г. является концертмейстером группы контрабасов Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича.

Артём Чирков (контрабас, Санкт-Петербург)  Артём Чирков (контрабас, Санкт-Петербург)

Артём вырос и получил образование в северной столице и, учась в петербургской консерватории, он одновременно становится студентом Мюнхенской Академии музыки, где он вошёл (и продолжает оставаться) в состав участников международного секстета контрабасистов «Bassione amoroso». Название ансамбля отсылает к пьесе выдающегося итальянского контрабасиста и композитора ХIХ века Джованни Боттезини «Passione amoroso» (переводится как «любовная страсть»).

Артём Чирков и Борислав Струлёв

Певучий и виртуозный инструмент Артёма Чиркова, которого американская критика после концерта в Карнеги-холл назвала «Ван Клиберном контрабаса», белгородская публика услышала в шуточной пьесе А. Чиркова «Балет для контрабаса», построенной на известной «Тарантелле» Боттезини. В нарисованных контрабасом музыкальных декорациях «Лебединого озера» (П. И.Чайковского) не мог не появиться самый настоящий «Лебедь» (К. Сен-Санса) и лебеди-подростки, станцевать которым так и не дала всё та же «Тарантелла».

Артём Чирков и Борислав Струлёв

Великолепного приёма была удостоена и трёхчастная Соната для двух виолончелей (1739 г.) французского композитора 1-й половины 18 века Жана-Батиста Баррьера, одного из «отцов-основателей» виолончельного репертуара, автора четырёх сборников виолончельных сонат. В том, насколько родственны души их инструментов, публика убедилась, слушая сонату в исполнении Борислава Струлёва и Артёма Чиркова, где две певучие части в умеренном темпе сменил виртуозный финал Presto, когда в великолепном дуэте оба инструмента звучали словно один.

Артём Чирков и Борислав Струлёв

Классика родоначальника современного исполнительства на виолончели соседствовала с музыкальной шуткой-эксцентриадой — «Артём и Борислав в Дели», пьесы, которая начинаясь с заунывной медитации контрабаса посредством ритмов по деке виолончели, превращается в экзотический дуэт-вакханалию танца.

Скрипач и композитор Александр Марков

Первое отделение завершало выступление другого знаменитого друга Борислава Струлёва — Александра Маркова в его давно всемирно признанном амплуа классического скрипача. Американский скрипач русского происхождения (его родители, профессиональные музыканты-скрипачи, увезли сына в Америку в детстве) Александр Марков оставил глубокий след в памяти тех белгородцев, которые побывали на его первом концерте в Белгороде в ноябре 2011 года.

Александр Марков  Это тоже Александр Марков, но уже рок-исполнитель

Вершинное исполнительское мастерство А. Маркова, лауреата семи первых премий на самых престижных международных конкурсах скрипачей, в том числе на конкурсе им. Паганини в Генуе в 1984г. (Александру было тогда 19 лет), хорошо известно благодаря фильму «Александр Марков. 24 каприса Паганини» Бруно Монсенжона. Выдающийся французский режиссёр-документалист, сам скрипач по музыкальному образованию, Б. Монсенжон снял ряд известных фильмов о выдающихся музыкантах-исполнителях современности. Услышав исполнение А. Марковым ор.1 Паганини (А. Марков — единственный в мире скрипач, исполняющий цикл 24 каприса Паганини целиком), режиссёр запечатлел это исполнение, которое по сей день считается непревзойдённым. Александра Маркова называют «Паганини ХХI века; он даже внешне напоминает романтического гения скрипки.

Александр Марков Борислав Струлёв и Анна Боровик в сопровождении «Mezzo music»

Скрипка очень по-разному звучала под руками знаменитого гостя — то нежно-печально и приглушённо, отсвечивая перламутром в «Мелодии» Глюка (аранжировка флейтовой пьесы для скрипки с камерным оркестром сделана отцом Александра, выдающимся скрипачом-исполнителем и педагогом Альбертом Марковым), то с отточенной чистотой сверкающего блеска в 24-м Каприсе Паганини, где слушатели не могли сдержать восхищённых рукоплесканий после вариации pizzicato.

Российская премьера Рок-концерта Александра Маркова в Белгороде

Завершило первое отделение волнующее, романтически приподнятое исполнение Концерта А. Вивальди ре-минор для двух скрипок (Александр Марков и Анна Боровик) и виолончели (Борислав Струлёв) в сопровождении камерного оркестра «Mezzo music».

Камерный хор Белгородской филармонии

Второе отделение было кульминацией и последнего дня, и всего фестиваля — Белгород стал первым местом российской премьеры Рок-концерта Александра Маркова для электроскрипки, оркестра (струнные плюс духовые), хора и рок-группы в исполнении автора, Александра Маркова, и белгородских музыкантов. Премьера в Белгороде нового сочинения современного композитора состоялась после ряда его успешных исполнений за рубежом — в США, Мексике, Турции, Израиле.

Юрий Алешников (классическая гитара, Белгород-Москва)  Павел Могильниченко (бас-гитара, Белгород)

И за рубежом, и в нашей стране огромный успех сочинению обеспечивал не только сам жанр рок-музыки, который давно рекрутирует в свои ряды всё новых и новых поклонников в разных странах, людей молодого поколения, но и его бесспорная художественная ценность, хорошо ощущаемая и принимаемая даже не любителями рока.

Безусловно, преобладающая в этот вечер в зале молодая публика была привлечена именно словосочетанием «Рок-концерт» (в Белгород приехало много молодёжи из районов области), но и людям более старшего возраста с преимущественным опытом слушания классики этот концерт сказал о многом.

Российская премьера Рок-концерта Александра Маркова в Белгороде

Рок-музыка — это всегда повышенная экспрессия, символом которой могла бы служить знаменитая картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик». Это всегда оглушающий грохот рвущихся из динамиков децибел (до 155, тогда как звучание большого симфонического оркестра на высшей степени звучности находится в пределах ста). И это всегда самовыражение, творческая самодостаточность, когда автор музыки и исполнитель тождественны.

эпизод-соло Дмитрия Севастьянова  Денис Блехман (синтезатор, Белгород)

Все эти внешние признаки были в рок-сочинении Александра Маркова, но (в отличие от большинства рок-концертов) было и многое другое. Была уникальная, специально сделанная для этого исполнения 6-струнная электрическая скрипка с особыми акустическими свойствами и неповторимым дизайном, в том числе — и светодизайном. Был огромный состав исполнителей, многие из которых (хор и оркестр) едва ли не впервые и успешно вышли за границы академического амплуа.

Камерный хор БГФ скандирует: «freedom»!

С камерным хором под управлением Елены Алексеевой и оркестром под управлением Натальи Боровик органично соединялась рок-группа в составе знаменитого московского ударника, давнего друга и партнёра Б. Струлёва по трио (Денис Мацуев – Борислав Струлёв – Дмитрий Севастьянов) и белгородских музыкантов Павла Могильниченко (бас-гитара), Юрия Алешникова (академическая гитара), Михаила Тополиди (колокола) и Дениса Блехмана (синтезатор). И в музыке А. Маркова, наряду с чертами обычных рок-концертов, была художественная концепция, которую было интересно слушать и понимать.

Российская премьера Рок-концерта Александра Маркова в Белгороде

Как прокомментировал белгородскую премьеру сам автор, его Рок-концерт в Белгороде прозвучал в сокращённом варианте — были купированы две, предназначенные для певца-солиста, части. Но и в этом 6-частном варианте Рок-концерт оставил сильнейшее впечатление.

Александр Марков, скрипач и композитор, покоривший Белгород

С первых же секунд слушатель оказывался в центре звукового тайфуна. Хаос бушующего катастрофами современного мира обрушивался в сознание внезапно, безжалостно и беспощадно. Используемые как краска, живые человеческие голоса хора, поющего почти без слов (за двумя исключениями) — словно мостик к одинокому голосу-плачу скрипки — вызывали стойкие «реквиемные» ассоциации, а интонации специфически национально-окрашенных скрипичных соло — с темой Холокоста. «Ye-ye-ye» — произносил хор сквозь вихри бушующего звукового урагана, словно свидетельствуя о том, что такое БЫЛО. Но ради чего нужно было всё это перенести? Ответ — в почти пятиминутном непрерывном чётком скандировании слова «freedom» («свобода»), свобода во всём, что не мешает быть свободным другому, свобода для всех живущих во всех уголках мира…

Удивительная скрипка Александра Маркова имеет светящийся красным цветом  смычок

Другой смысловой пласт концерта слышался в диалоге-взаимодействии приёмов рок-музыки (здесь, помимо всех других участников, ведущая роль принадлежала ритм-секции, в т. ч. выделялся эпизод-соло Дмитрия Севастьянова), и в обилии рассыпанных в музыкальной ткани Рок-концерта намёков-аллюзий из классики и современной поп-музыки: от интонаций Баха, Прокофьева и Уэббера до очень красивых звуковых эффектов в соединениях-переходах различных тембровых красок (например, скрипка-голос, скрипка-ударные и т. п.).

Дмитрий Севастьянов (ударные, Москва)

Огромная захватывающая энергия Рок-концерта была столь велика, что после каждой части зал буквально взрывался рукоплесканиями, свистом восторга и криками «браво». Звуко-визуальные эффекты финала вообще мало поддаются описанию, и центральная часть композиции — «Freedom» — была бисирована. «Мы вернёмся!» — прокричал арт-директор фестиваля Борислав Струлёв сквозь шквал оваций.

II BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» завершён

Мне же вспомнились слова великого советского педагога-пианиста Генриха Густавовича Нейгауза, которому один из главных участников фестиваля канадский пианист Мэт Херсковиц приходится музыкальным «правнуком». «Что такое талант? — говорил Г. Нейгауз. — Это страсть, интеллект и огромный труд».

II BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» завершён. И Vive le Festival!

Дата публикации
18.03.2013 г.
Автор

Новости по теме