Новости и обзоры событий культурного Белгорода



На сцене Белгородской филармонии – очередная «встреча с оперой»

2 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой». Программа была составлена из фрагментов опер Глюка, Делиба, Чимарозы, Верди, Даргомыжского (арии, ансамбли, хоры).

В концерте приняли участие: Камерный хор БГФ (главный дирижёр – Елена Алексеева), ведущие солисты – народный артист РФ Евгений Григорьев, заслуженные артистки РФ Нина Стрижова и Светлана Ломоносова, лауреат премии «Молодость Белгородчины» Элина Писаренко; новые солисты филармонии Любовь Вдовыдченко (сопрано) и лауреат международного конкурса Александр Авдеев (тенор). Концертмейстер – заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Оперные концерты в репертуаре Белгородской филармонии появились давно и проходят постоянно. Публика любит приходить слушать звучание красивых человеческих голосов. Для певца исполнение оперы – показатель его профессионального мастерства. И, наконец, миновать жанр с многовековой историей серьёзная концертная организация просто не вправе.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Говоря о концерте, прежде всего надо отдать должное спартанской выносливости замечательной пианистки Ирины Соколовой, которая, казалось, без малейших усилий «держала» на себе очень большую сложную и разностильную программу.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой» 

Концерт был выстроен большими целостными фрагментами основных сюжетных моментов оперы Глюка «Орфей и Эвридика» в 1-м отделении, и оперы Даргомыжского «Русалка» во втором.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Хор Елены Алексеевой, исполнивший в каждой из этих опер по два хоровых номера и по одному ансамблю с хором показал, как всегда, свои лучшие качества: слитность групп, интонационную точность, чёткость дикции и темброво-динамическую гибкость. Но помимо пения в опере Глюка хор выполнял также роль миманса, пластического комментария, что – вкупе с эффектами освещения – было интересно, уместно и красиво.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

«Орфей и Эвридика» имеет, как известно, две авторские редакции: первую, венскую 1762 года, где партия Орфея написана для певца-кастрата (обычно исполняется меццо-сопрано), и вторую, парижскую 1774 г., куда добавлен балет, а партия Орфея переписана для тенора.

 Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Арию Орфея «Потерял я Эвридику» мы услышали в исполнении Нины Стрижовой с присущей ей силой драматической выразительности, а знаменитая печальная «Мелодия» (соло флейты из «Балета теней») весьма меланхолически прозвучала в исполнении Дмитрия Филатова. Наряду в двумя очень популярными фрагментами из «Орфея» публике был предложен малоизвестный финальный терцет Орфея (Н. Стрижова), Эвридики (С. Ломоносова) и Эроса (Э. Писаренко) парижской редакции.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

В арии Эвридики «Любви сила злая» из 3-го действия публика впервые услышала новую солистку драматическое сопрано Любовь Вдовыдченко, которая создала запомнившийся образ античной героини и визуально (светлое платье-туника, распущенные волосы, украшенные цветами), и вокально (точный, насыщенный, «округлый» звук).

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Второй выход Л. Вдовыдченко в арии Одабеллы с хором из оперы Верди «Аттила» был одним из самых ярких моментов программы. «Аттила» (1846) – ранняя и едва ли не самая сложная из всех 26 опер Верди.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Интересно, что русская премьера Верди состоялась в 1849 г. в Одесском оперном театре. По словам русской примадонны Марии Гулегиной, исполнительницы партии главной героини в постановке «Аттилы» в Мариинском театре Санкт-Петербурга в октябре 2010 г., «вокальные высоты партии Одабеллы могут осилить не многие певицы». Такое исполнение, какое представила публике Любовь Вдовыдченко, на белгородской сцене можно услышать не часто.

Евгений Григорьев Александр Авдеев

У Любови Вдовыдченко – превосходная вокальная школа. Одним из её наставников в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных была Валентина Николаевна Левко, замечательная певица меццо-сопрано, солистка Большого театра, а также педагог, зав. кафедрой вокала прославленного ВУЗа в 80–90 гг.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Постановка «Аттилы» под силу немногим театрам мира, и то, что звучит на лучших оперных сценах (Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Метрополитен-опера в Нью-Йорке), прозвучало вчера на белгородской сцене.

Не менее сильные впечатления ожидали слушателей во втором отделении. В «Русалке» органичный, яркий, по-настоящему запоминающийся вокально-сценический образ Мельника создал народный артист РФ Евгений Григорьев.

Белгородская государственная филармония.  Вокально-хоровой концерт из цикла «Тайны вокального искусства. Встреча с оперой»

Отныне в число его постоянных традиционных партнёров – Светлана Ломоносова (Наташа) и Нина Стрижова (Княгиня) – вошёл новый солист филармонии тенор Александр Авдеев.

Певец ещё очень молод, но уже является лауреатом международного конкурса вокалистов им. Б. Штоколова в Санкт-Петербурге в 2010 г. Выигрышная сценическая внешность, большой голос приятного тембра с красивым средним регистром обещают любителям вокального искусства много удовольствия от новых встреч с певцом, перед которым открыты и перспективы вокального совершенствования и новые репертуарные горизонты.

Исполнение сцен и номеров из «Русалки» оставили впечатление такой законченности, что кажется, нужно совсем немного, чтобы знаменитая лирико-психологическая музыкальная драма Пушкина-Даргомыжского прозвучала на сцене Белгородской филармонии в концертном или театрально-сценическом варианте.

Дата публикации
03.11.2011 г.
Автор

Новости по теме